Персональная система ценностей

Смятение в головах далеко не первый раз

Прошли в 2022 году разговоры разной степени накала эмоций. Разговоры, после которых «кулаки в зубной эмали», как поёт музыкант Юра Шевчук и непременно вызывает мурашки на коже уже первыми аккордами, создавая маленький момент Счастья. Звучали полярные фразы типа «Можем повторить!», «Мы русские, мы правы — с нами Бог», а также «Пора валить!», «Ничего тут не изменится».

Не занимая ни одну из сторон, а точнее, стараясь занимать в каждом диалоге сторону оппонента, с уверенностью могу сказать только одно — похожие ситуации возникали в истории нашей страны многократно, и разговоры эти извечны. Казалось бы, дни России уже были сочтены — то в войне с Польшей, то с Францией, то с Германией, то из-за внутренней революции, то из-за гражданской войны, но после смутных времён страна возрождалась в новом качестве.

Достаточно почитать переписку известных людей и публикации в газетах времён Крымской войны 170 лет назад и убедиться, что полярные мнения западников и славянофилов невероятно напоминают посты в социальных сетях наших современников. И несмотря на то, что тогда это было с кем-то, когда-то, а сейчас происходит с нами и влияет на нас и наших детей — всё-таки, на мой взгляд, крайне важно выйти из собственного мировосприятия и взглянуть с другой стороны и шире на историю страны и её кризисов. Чтобы убедиться, что мы на очередном похожем витке.

И как Достоевскому удалось на короткое время найти баланс между двумя лагерями в Любви к гению Пушкина 143 года назад, с чего я издалека начал в самой первой главе этого текста, так и мы, возможно, сможем отыскать опору для баланса совместно. В стремлении к Счастью она нащупывается.

Поляризация как маятник: Нужно искать баланс

Как только маятник оппозиционной критики ситуации в стране доходит до крайности, в СМИ прилагается симметричное полярное усилие. Очевидно, что максимально приоритетная задача обеспечения безопасности и стабильной ситуации внутри страны требует немедленных мер — нет возможности рассусоливать и решать задачу далёкого будущего.

Однако, в результате уверенной риторики у многих в головах возникает упрощённое, без должного глубокого контекста понимание предшествующих кризису проблем — ответственность за текущую ситуацию обычно полностью возлагается на противоположную сторону конфликта. Создаётся опасность закрепления в сознании следующих поколений полярных мнений, которые несут в себе риски следующих войн. Очередной размах маятника и уход в поляризацию мнений, которые аукнутся позже.

Да, беда случилась, корни её лежат намного глубже, чем февраль 2022 года, но давайте выбираться из этой ситуации и при этом прежде всего смотреть на недоработки нашей стороны, начиная, прежде всего, с себя. Вот прям с себя лично! Что Я ЛИЧНО делал или не делал такого, что приводит к крайностям в суждениях, поляризации, которая, в свою очередь, ведёт к излишней уверенности в своей правоте и дальнейшим трагедиям?

Пишу и понимаю, что эти прекраснодушные метания не имеют быстрых и простых решений в условиях огромной страны и разнородного населения. Но чем раньше мы создадим наглядную и полную картину текущей ситуации, не с позиции «Кто виноват?», а с анализом причин неудач и постановкой задачи в формате «Что мне делать?», чтобы их не повторить и исправить — тем будет проще.

Потребуется отобразить наши слабые стороны и определить образ нашей страны и общий созидательный вектор развития, чтобы сократить амплитуду маятника общественного настроя. Чтобы не повторять историю снова и снова. И именно у нас, в нашей стране, в наше неспокойное и переломное время, когда стало понятно, что тотальная глобализация и формирование единого плоского, как блин, мира, описанного Томасом Фридманом не случатся в ближайшем будущем, можно определять эти новые векторы.

Хотя на изменение общественного сознания уходят поколения и вероятно увидеть результаты нам будет не суждено, но стремиться к этой цели, на мой взгляд, необходимо и начинать нужно с себя.

Бог и Наука

Думается, что исторический маятник колоссального сдвига, сформулированного Карлом Марксом и усиленного Лениным материализма — «Бытие определяет Сознание», двигается в обратную сторону, и для нашей эпохи более подходит тезис идеализма: «Сознание определяет Бытие». Нетрудно проследить, как маятник изменения сознания на более материалистичное восприятие, запущенный в России и ушедший на Запад, вернулся к нам в 80-е.

Но мы опять «впереди планеты всей» — формируем эпоху метамодерна и ищем утраченные смыслы. И, на мой взгляд, эти приоритеты и векторы для себя лично могут звучать как:

  • Развитие навыков Критического мышления;
  • Уход от Я-центричного мира в сторону мира с центром в виде духовного Идеала.

Если совсем упрощённо (что начинает звучать провокационно и для многих неприемлемо) — Бог и Наука :-) Или Вера и Знание. Душа и Интеллект. Явственно слышится критическая волна протеста к такому парадоксальному противопоставлению, прежде всего внутри себя-рационала-логика-айтишника. И с этим придётся разбираться.

Такая болезненная реакция порой является признаком, что это и есть правильная точка приложения усилий в работе с собой. Как на приёме у доктора, который ищет источник проблемы, ощупывая тело. Постоянное нахождение в привычном потоке изучения новых технологий, рационализации и цифровизации жизни вызывает серьёзное утомление. Выгорание, как сейчас говорят.

Лет десять назад начал испытывать усталость от всех этих информационных систем и устройств, которыми занимался всю жизнь и дал этому кризису название — «Отойти от АйТи» или «Выйти из АйТи». Комичное звучание этих фраз в разговоре непременно вызывало улыбку :-)

Не было возможности видеть результаты своего труда в виде осязаемых и значимых понятий — ухоженного участка земли или большого красивого дома, к которым приложился своими руками.

Устроить себе такое развлечение оказалось сравнительно несложно. Порывистость характера сделала меня хозяином 25 соток, за которыми теперь надо было постоянно следить.

Можно привлечь многочисленных специалистов и всё оплатить, но этот процесс не делал меня счастливым. Тем более, что я понимал — на этом заботы не закончатся. Нужно было на время отключить мозги и начать пахать, чтобы увидеть результат и почувствовать счастья от преодоления.

В результате был найден баланс — отдать эту землю в аренду тем, кто связывает своё призвание с её возделыванием. А стоимость аренды приравнять к оплате ухода за участком. Никто никому не должен.

Так я получил драгоценный опыт, другие получили возможность следовать своему любимому занятию, а земля перестала зарастать сорняком. Все счастливы.

Дуализм

Нет внутри меня сомнений, а в моем окружении людей, которые были бы против тезиса о необходимости развития интеллекта и навыков мышления. Даже если этот бесконечный процесс сравнения и анализа может уводить нас от состояния высокого эмоционального тона. Но вот рядом стоящий тезис об усилении значения Веры и использование понятия «Бог» вызывает вопросы. У меня лично, совершенно точно, вызывал и продолжает вызывать. Формулировка о цели в духовном идеале вопросов вызывает меньше, но также я понимаю, что Бог и Духовный Идеал понятия равнозначные в определённом контексте. И значит надо убирать из головы все стереотипы и ассоциации вокруг Веры и Бога — весь тот хлам, которым нас заваливает поляризованное информационное общество и самому со всем этим разбираться.

Глава в набросках ждала публикации несколько месяцев, пока в одном из диалогов не получил ссылку на видео с таким же названием. И хотя я не обладаю достаточно глубокими знаниями физики, чтобы пускаться в рассуждения о связи квантовых запутанностей и Бога, но даже я понимаю — что нельзя упрощать постановку вопроса до уровня «Гагарин в космос летал и Бога не видел!»

И если природа построена на корпускулярно-волновом дуализме, то похожий парадоксальный дуализм может быть и в голове.

Видео заставило задуматься, но не могу сказать, что оно мне всем понравилось. Оскомину вызвал услышанный подтекст о «навязанном» нам постмодерне, где мы-россияне представляемся жертвой. Вероятно, это моё субъективное восприятие — не люблю популярный формат видео и подкастов, где аудиовизуальный ряд может дополнять, но чаще размывает основной смысл лишней информацией.

Сами мы-русские активно формировали эти новые системы ценностей в новой и новейшей истории. И нести ответственность за последствия можем только мы сами.

Основной ценностью от просмотра этого видео стало знание, полученное от настоятеля храмов святых апостолов Петра и Павла и святой мученицы Татьяны при Санкт-Петербургском Государственном Университете, а также кандидата физико-математических наук Кирилла Копейкина. Знание о системе богословия преподобного Максима Исповедника, в котором предназначение Человека определяется в исследовании нашего материального мира и объединение его в себе с Богом — красивая и дополняющая научный прогресс идея.

Информационные технологии со своей максимально рациональной Цифрой, в виде потока нулей и единиц, уже стали неотделимой частью всех областей человеческой деятельности. Тех, кто всячески пытаются уйти от цифры и видят в этом основную проблему (отказ от номерных паспортов, число зверя, баллы ЕГЭ и т.п.) воспринимаю как радикалов, которые, впрочем, мало чем отличаются от другой полярной позиции технократического гика, без царя в голове.

Сложить два разнонаправленных подхода в одном сознании трудно. Но реально. Уже во время финализации первой версии этого текста мне прислали ещё одну ссылку на выступление Сергея Иванова (группа компаний ЭФКО) — «Душа России на распутье». С публикациями Сергея до этого знаком не был, но мысли его прозвучали на удивление в унисон с изложенными в нашем тексте. Русские генетически чуть более склонны к идеализации, чем наши англосакские братья.

Баланс внутри как залог мира

И вот этот дуализм и совмещение внутри себя разнонаправленных подходов приводят не к перекосам вовне — ссорам, разводам, войнам и революциям, а к погружению в физику, химию, историю и развитию собственных моральных качеств. И, как будто бы, вдалеке там маячит Счастье. И это прекрасно!

Интуитивно нравится мне такая картина мира :-) Она целостная и красивая. А как мне ранее подсказал ChatGPT, ссылаясь на художников и дизайнеров, которых я люблю и уважаю — если в мире есть красота и порядок, то есть и Бог, иначе был бы хаос.

Принятие и единая система ценностей

И картина эта красива, как раз, своей кажущейся противоречивостью и парадоксальностью. В ней, сколько не ищу, не вижу серьёзных рисков для личности и общества. Для начала хочу осторожно использовать понятие Бога как Духовного Идеала, не связанного с какой-либо конфессией. Всё таки уровень принятия в обществе за 200 лет изменился и в моем окружении никто не стал бы проламывать голову другому, как называть этот центр — Христом, Буддой, Аллахом, Высшей силой или Духовным идеалом. Также как никого не подвергают анафеме и не сжигают за изучение и преподавание эволюционного происхождения видов. Надеюсь, что в нашем информационном и более осознанном обществе настолько далеко маятник уже не качнётся, несмотря ни на какую поляризацию и пропаганду. На мой взгляд нет противоречий в тезисе «Бог создал Человека» и теорией происхождения видов Дарвина — не надо же всё настолько буквально воспринимать, как не воспринимают это сами учёные! И на уровне абстракции верующих в Высшую Силу можно задержаться и зафиксировать единую систему координат, как точку баланса.

В поисках Бога

Я живу в России, на реке Волга, в Самаре. Могу с уверенностью сказать, что привязан к своей земле, к её истории и людям. Мне любопытно знать, что тут происходило сотни и тысячи лет назад. И этот интерес к истории, как первичный мотив, часто доставлял мне много радости.

Сотни лет тут верили в Иисуса Христа и практиковали Православие.

Когда мне было 20 лет и я испытывал свойственные возрасту душевные метания в отношениях с прекрасным полом, мама предложила мне покреститься. Её порыв был понятен, она переживала за меня и хотела меня защитить всеми возможными способами. Я не сопротивлялся, но не могу сказать, что проникся этой идеей. Прошёл через ритуал, и на этом тогда, по большому счёту, закончился мой религиозный опыт.

К моменту написания этого текста у меня были базовые представления о христианстве благодаря интересу к истории и разговорам со старшим братом. В любом случае мне эта культура была известна больше, чем любая другая, хотя поездил по миру я изрядно и базово космополитичен.

Однако я обратил внимание, что знакомые мне верующие православные переживают жизненные невзгоды и смутные времена спокойнее и достойнее, что ли… Может мне так повезло, а может быть, потому, что живут они в системе понятий, где «на всё воля Божья», что жизнь продолжается после физической смерти. И, может даже, думают они о том, что Бог — это мир вокруг, включая их самих, и от этого не чувствуют себя одинокими и незащищёнными. Возможно. Это, конечно, всё очень субъективно и, вероятно, надумано, но я обращал внимание на таких умиротворённых людей и могу сказать, что далеко не каждого, кто говорит о Библии и ходит в церковь, я считаю верующим. Зачастую даже наоборот.

И значит надо разбираться самому.

Попыток поменять традиционные трактовки системы ценностей только в христианстве было множество — достаточно оценить количество конфессий и сект вокруг образа Христа. Есть даже Христианская Наука, распространённая в США, к которой причислял себя Прокофьев Сергей Сергеевич. Однако сам я с любопытством и уважением отношусь к истории формирования уклада православных канонов. Интереснее узнать — почему возникла такая трактовка, чем пытаться навязать свою точку зрения. Если самому погружаться в предпосылки и самому принимать парадоксальное совмещение рацио-иррацио, то компромиссное объяснение, верю, найдётся.

Итак, чтобы по канонам стать православным, я должен принять Символ Веры. И желание моё обрести такую опору и уверенность совершенно искреннее, хотя любое долженствование, как признавался ранее, без Любви и принятия, вызывает множество внутренних сомнений. Но я же понимаю, что Символ Веры, это свод понятий и принципов, который надо принять как систему координат, чтобы общаясь с другими, подразумевать одно и то же.

Толкование Символа Веры легко находится поиском, и вот, например, одно из них. Если сам текст Символа имеет понятный для меня смысл и подтекст, то через подробное толкование, к сожалению, я не смог продраться. Слишком много бескомпромиссной уверенности и нечётких причинно-следственных связей по множеству неочевидных для меня тезисов. А когда натолкнулся на категорическое расхождение со своей текущей, примирительной позицией дуализма, отложил эту трактовку в сторону. Не потому, что считаю её неверной, а потому, что, вероятно, не пришло время или написана она не для моего психотипа. Люди же мыслят по-разному.

Я также понимаю, что до нашего времени не было возможности войти в картину мира каждого и описать смысл правильными для него словами — описывалась единственная, наиболее приемлемая версия. Сейчас нет проблем с многообразием трактовок, вплоть до Искусственного Интеллекта, который упакует информацию персонально, по заданному формату. С одной стороны, это, безусловно, хорошо, но с другой стороны повышает необходимость вдумываться в потребляемую информацию и пропускать её через «внутреннего цензора». Если самостоятельно не откалибровать компас и положиться на искривлённую систему координат — придёшь совсем не туда, куда хотел.

Объяснение на другом сайте pravoslavie.ru уже не вызвало таких ментальных блоков. Но опять же — изобилие суждений и отсылок, которые по складу характера потребуется перепроверить и прочувствовать самому, создаёт понимание о колоссальном для этого занятия количестве времени. А это время необходимо для важных и практических проектов, которые предполагают твёрдый фундамент принципов уже сейчас.

И это наводит на мысль, что какие-то шаги детального анализа можно отложить — не все толкования и источники одинаково полезны. И поменять свой подход — посмотреть укрупнённо, с другого уровня абстракции.

Определение христианства в системе ценностей

И вот вопрос — а что если от Символа Веры с его трактовкой опуститься (или подняться?) на уровень базовых Ценностей? Ценности — совсем не эзотерическое понятие. Для принятия ценности не требуется перепроверки исторических событий в однозначной трактовке. Пожалуй, каждый в состоянии увидеть ответ, «Что такое Хорошо и что такое Плохо?», руководствуясь внутренним моральным законом. Все мы об этом в состоянии размышлять, также как наблюдать звёзды:

Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне. Эммануил Кант

Можно посмотреть на ценности верующего, на примере православного, глазами человека, который вырос в бум развития информационных технологий и популяризации психологии. Смогу ли я себя, критически настроенного, гармонизировать в выбранном векторе с Верой в Высшую силу?

Благородное любопытство

Вот такое описание христианских ценностей с использованием понятных мне отсылок к истории последних столетий (а не ветхих тысячелетий), к трудам философов и к высказыванию мыслителя-математика, мне «зашли» очень хорошо.

Упомянуты концепции и труды, о которых я уже достаточно знал и использовал в первой части текста ­— релятивизм, нигилизм, философия Ницше и Карла Маркса, которые развивались в разумный эгоизм, объективизм и даже сатанизм.

Последствия применения гибких, относительных систем ценностей, которые фиксируются политиками в нужном им положении, как опора для экспансии своих взглядов — действительно, весьма печальны и продолжают нести риски в будущем. И, действительно, критическое мышление в отношении духовного идеала и устоев (или как принято сейчас с усмешкой говорить — скреп) лучше бы уметь ограничивать самому внутри себя, чтобы уроки истории не пропадали зря.

Вероятно, что это Критическое мышление лучше привыкнуть называть Благородным Любопытством. При этом прилагательное «Благородное» — обязательно в использовании и не может подвергаться критике :-) Благородство предполагает недопущение компромиссов с совестью, внутренним моральным законом, в том числе и к тем, кто полагается лишь на свою Веру или следует традициям без осознания их глубинного смысла.

Любовь как вектор приложения усилий

В размышлении о преимуществах Благородного Любопытства перед Критическим Мышлением неминуемо возникает понятие Любовь, как основной вектор приложения усилий в системе ценностей христианина. Понятие «Любовь» характеризуется самой широкой палитрой ассоциаций и образов, также как и «Счастье». Раскрытию этого понятия посвящены множество книг. Не хочется быть слишком банальным и повторяться, но за последнее время откопал определение Любви физиком-математиком, которое особенно отозвалось. В христианской системе ценностей «Любовь к ближнему» — основополагающее понятие, и в точных науках такое понятие называется Радикалом или Корнем. Любовь как корень и отправная точка всех действий и усилий человека. Великим мыслителям, как Сахаров, например, достаточно вместо пространных рассуждений написать краткую красивую формулу, и всё становится понятно:

Любовь = √ Истина. Андрей Дмитриевич Сахаров

Любовь — это не ванильное чувство из романтических фильмов и тем более не иррациональное чувство влюблённости, граничащее с инстинктом размножения. Любовь — ежедневный труд. Любовь в отношениях между людьми может и по шее дать в исключительных случаях. Например, когда отец видит, что сын делает несусветную дичь и уже не может остановиться. Если резко не прекратить — случится беда много страшнее, чем условная затрещина.

За всю свою 20+ летнюю бытность отцом помню два случая. Один раз дал подзатыльник дочери, другой раз чуть сильнее ткнул сына в плечо, чем предполагал. И совершенно точно могу сказать, что можно было обойтись без этого физического воздействия — эта реакция была импульсивна и произошла в уже взвинченном моём состоянии, в состоянии серьёзной усталости и нехватки жизненных сил. Помню эти моменты по сей день, даже благодарен им, т.к., вероятно, они стали предостережением для меня на протяжении оставшейся жизни. До сих пор переживаю о них и надеюсь, что они не повлияют на наши отношения.

Вообще, мне близка трактовка понятия Любви как действия, а не чувства. Хорошие, всё-таки, жвачки «Love is …», где разные поступки приводятся как пример любви :-) Начинаешь сам что-то делать, и чувства проявляются следом. Действия, сделанные по Любви, не формируют ожиданий Долженствования и не имеют обратного негативного эффекта, как любые поступки, направленные на перераспределение денег или власти. Когда становишься богаче относительно окружения, окружение становится беднее. И только в действиях по Любви нет проигравших.

Есть граничное понятие «причинение добра» — любоначалие, которое может начать замещать любовь. Но это уже про перекос в сторону гордыни, и там ни благородства, ни любопытства уже нет.

Человек как образ Бога

В концепции христианства человек изначально прекрасен и подобен Богу, создан по его образу — то есть изначально безгрешен. Если на себя взглянуть со стороны глазами христианина, то мы увидим прекрасный образ. Опять же, в этой концепции всё, что нам в себе не нравится и является нашими пороками и слабостями — это внешние силы, которые раньше называли бесами. А с ними можно работать, как с тараканами и крысами — противостоять им в меру сил и возможностей, наводить порядок и чистоту. Идеал, в виде Христа, бесконечно высок, и всегда найдётся, чем заняться в самосовершенствовании.

Сейчас в психологии этот древний взгляд на себя-прекрасного называется растождествлением и по праву считается эффективным инструментом повышения психического здоровья. А ощущение причастности себя к прекрасному, божественному миру, чувство трепета и благоговения, безусловно, делает человека более счастливым.

Цели больше жизни

Смысл жизни в системе христианских ценностей — спасение в этой жизни, чтобы не попасть в ад после неё. Сейчас, наверное, уже не так эффективно пугать современных, сравнительно благополучных (при этом зачастую несчастливых), получивших светское образование людей чертями со сковородками — смысл-то в другом.

Можно не бояться смерти. Можно лишь бояться не спастись от ада, а точнее — можно бояться остановиться в движении к идеалу, по образу которого мы были созданы.

Остановиться в работе над собой при жизни, с точки зрения христианских ценностей, значит умереть ещё до своей смерти. А «похороны — лишь формальность», как говорил Генри Форд, который не считал себя христианином, но имел собственную систему ценностей, в которой была вера в реинкарнацию — жизнь после смерти.

А ведь цели больше жизни и необходимость постоянного обучения и развития — это базовые отправные точки в современных популярных практиках личностного роста. Люди, которые поставили себе созидательную Цель, заведомо невыполнимую при своей жизни, но неустанно идущие к ней на протяжении всей жизни — очень напоминают православных в стремлении уподобиться Христу.

Успешные продавцы схожих подходов

Стивен Кови со своими навыками или другой американский писатель-коуч Дэн Миллман, создавший учение о пути Мирного Воина, в котором сформулировано три принципа, эксплуатируют схожие ценности и модели. Они исключают ожидание исполнения Долга в свою сторону, что предполагает Любовь. Они также снимают корону с Я-центричного восприятия мира:

  • Парадокс — смысл жизни, это как и Бог — бесконечная тайна, посели этот парадокс внутри себя;
  • Перемены — живи сейчас, научись видеть красоту мира в нюансах и мгновениях, будь благодарен каждому моменту, ведь всё постоянно меняется;
  • Юмор — будь самоироничен и не отращивай рога Я-гордыни.

Похоже, что нового фундамента и опорных истин при формировании надёжных систем ценностей придумать трудно и когда старые названия выходят из моды — их заменяют новыми трактовками, придумывают яркую упаковку, и даже выгодно перепродают миллионами экземпляров :-)

И на этих рассуждениях я, пожалуй, могу остановиться и не копать глубже — мне лично оказалось достаточно этой базы системы принципов и ценностей, чтобы на них опереться, чувствовать себя в этой системе координат уверенно и начинать строить серьёзные решения на вполне устойчивом, проверенном мною и временем фундаменте.

Много рассуждений, а что на практике?

Поиск этой системы ценностей тоже можно назвать теоретизацией, а в этой части текста заявлялась практическая работа. И практика по развитию в себе духовного идеала в христианской системе ценностей начинается с работы над собой, с молитвы. Хотя, пожалуй, опять стоит начать с момента чуть пораньше.

Утро. Загадочный нечёткий силуэт над зеркалом озера. Тепло. Звуки гонга. Медитация.

Утро. Загадочный нечёткий силуэт над зеркалом озера. Тепло. Звуки гонга. Медитация.

2018-й год. Продолжительная командировка в Ханой. Снял маленькую комнатушку в уютном мини-отеле французского колониального стиля на берегу древнего озера Тэй. Билеты в Ханой и обратно были куплены заранее, но обсуждение контракта заняло меньше времени, чем предполагалось — появилось свободное время. Неделей ранее друг упомянул про хорошую книжку «Медитация и осознанность. 10 минут в день, которые приведут ваши мысли в порядок».

Задача приведения в порядок всего подряд, а тем более мыслей, мне очень близка и понятна, а тут практическое руководство по медитации! И грех не воспользоваться открывшейся возможностью. Тем более, что окружение древних пагод и исторического озера всячески способствовало практике медитации. Книжку прочитал, она небольшая, и начал тренироваться. В общем-то, как описывалось состояние — так всё и получалось. Отключал ощущения во всех частях тела, освобождал сознание. Парю.

Ну да — настрой становился ровнее. Создавшееся ощущение простора и взгляд на себя со стороны — всё это как-то меня особо не вдохновляло. Что дальше? Допустим, найду я эти 10 минут в день — но буду ли всякий раз садиться в позу лотоса и начинать медитацию, когда мысли и эмоции пускаются в пляс? Нет!

Делать это только ради того, чтобы сбалансировать свой темперамент?

Ну может быть, но вернувшись в Россию, где нет чарующих звуков гонга, нет пагод и озера, а вместо этого — перелёты постоянные, Самара с пляжами и песком в трусах, Питер, Москва, встречи, переговоры, десятки инициатив под контролем, дети, друзья и близкие — уже и обстановки подходящей для медитаций не стало.

Что мне делать дальше?

Отче наш

Когда возникает возможность зайти к старшему брату в гости — делаю это с удовольствием. Сидим и разговариваем с ним про разные житейские темы. Он любит говорить, готовить (при этом стараясь придерживаться рецептуры нашей мамы), а я люблю у него просто сидеть, слушать, отдыхать и есть :-)

И также как у меня с женой, с ним у нас очень разные характеры и психотип. Практически противоположные. Он давно воцерковлен и изначально был экстравертом, а я постоянно сомневающийся и ищущий интроверт.

Он полагается на свою Веру и использует аргумент типа «Так в Библии написано», а я стараюсь занять обратную сторону и лезу под кожу с разными контраргументами и вопросами.

Ну и, конечно же, перед едой он молится — Отче Наш. Ну и я тоже вставал рядом, изначально, чтобы не нарушать обычаев дома, хотя внутри всё восставало против этого ритуала — я не хотел этого делать, но ДОЛЖЕН был, следуя этическим нормам.

И в какой-то момент у меня появилась мысль перенести опыт с медитацией на молитву.

В отличие от медитации в молитве каждая строка имеет смысл и значение. Когда каждую строчку «Отче наш» искренне стараешься прочувствовать и всем сердцем принять — в голове у меня возникают образы. Знаю, что это не всеми приветствуется, но мне не смогли донести смысл этого ограничения явно, поэтому я продолжил визуализировать смыслы.

Попробую их описать, но не претендую на глубину трактовки. Описываю лишь собственные ассоциации.

Отче наш, Иже еси на небесе́х!
Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.

Смысл первых трех строк в целом понятен — это как вступление, где я обозначаю свою причастность к Богу, православию и системе ценностей, но визуальных образов скорее нет — как в медитации представляется чистое голубое небо и, возможно, нерукотворный лик Христа. Не более того.

Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;

Я изначально договаривался с собой читать осознанно молитву перед каждым приёмом пищи. Когда голодным смотришь на накрытый стол, уже можно чувствовать благодарность. Еда могла бы быть не такой вкусной, не говоря уж о том, что в истории нашей страны за последние 100 лет случалось, что её не было вовсе.

Впрочем даже без вкусного обеда, всегда есть за что быть благодарным и эта строка имеет более широкий смысл, чем просьба о пище. Очень часто не хватает жизненных сил и батарейка на нуле, когда ты ЗАДОЛБАЛСЯ или просто плохо себя чувствуешь. На этой строчке даже порой зажмуриваешься сильнее — настолько хочется попросить этой дополнительной энергии, чтобы двигаться дальше, в нужном созидательном направлении.

И оста́ви нам до́лги наши, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;

В этот момент перебираю в памяти всех своих близких и знакомых, с которыми приходилось сталкиваться за последнее время и отбираю тех, с кем испытывал малейшие негативные эмоции. Выбираю самую запомнившуюся кандидатуру, включаю рубильник Любви, мысленно обнимаю и прощаю. Искренне и бесповоротно. Надо.

Учитывая, что поводов для споров с женой больше, чем с кем-либо — обнимаемся мы довольно часто :-)

И не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.

А вот тут, как раз, включается подход с растождествлением. Когда ты смотришь на себя-недавнего со стороны — дымящим каким-нибудь видом табака, с лишним бокалом вина, хвалящимся чем-то — в общем, видишь себя тем, кто тебе не очень нравится.

И это ведь не ты плохой — ты же создан по образу и подобию Бога. Но есть множество соблазнов вокруг — они разные, действуют изощрённо, к каждому находят свою лазейку. И хотя слово «бесы» у меня одно время вызывало смешливую ассоциацию, то вот образ лукавого, в исполнении потрясающего Аль Пачино в «Адвокате Дьявола» вполне себе заслуживает очень серьёзной и искренней просьбы о помощи… Помните «Тщеславие — мой любимый из грехов!»? Полночи не спал после первого просмотра, а был уже далеко не мальчик.

Яко Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

НЛП и осознанная молитва

Лет 20 назад увлекался и читал о НЛП — нейролингвистическое программирование. Совершенно очевидно, что не мне одному пришла ассоциация «якорения» из НЛП с молитвой. Даже после того как написал эти строки, набрал в поиске и нашёл публикацию о разборе «Отче наш» с точки зрения психотерапии. Признаюсь, что не разделяю такой утилитарный подход. Отношусь к молитве как к очень важному процессу, где эти подходы лишь помогают начать выныривать из рутины дня, возвращать гармонию в мысли и настраиваться на внутренний разговор. Если вдруг чувствую, что слова звучат зазубренно, поверхностно, образы размываются — останавливаюсь и начинаю с начала.

Не стоит и говорить, что молитва работает. Настрой в целом улучшается, когда искренне благодаришь за всё то хорошее, что тебя окружает. Когда по 3 раза в день напоминаешь себе про разряженную батарейку и другой темперамент у человека, с которым поругался — становится легче.

Или в которой раз искренне попросил помощи удержать тебя от какой-нибудь пагубной зависимости… Но спустя несколько часов, когда ты опять в стрессе и близок к провалу, вспоминаешь о своих просьбах, бросаешь взгляд внутрь и понимаешь, что зависимость ослабла и есть силы переключиться на прогулку или просто прослушивание музыки. Подход сработал!

Правда, обычно просыпается какой-нибудь другой бесёнок, фокус теряется и приходится начинать заново :-)

Очень неожиданно было прочитать у Мэттью Перри про его мольбу о получении роли в сериале «Друзья»:

— Боже, ты можешь делать со мной всё, что захочешь, только, пожалуйста, — сделай меня знаменитым.

Молитва была услышана, он стал знаменитым и последствия делали с ним несусветные вещи. Понятно, что надо отдавать себе отчёт, что ты просишь и задумываться — сделает ли тебя это по настоящему счастливым?

Но было удивительно от шутника из «Друзей» слышать столько мыслей о Боге:

Бог везде, вам просто нужно прочистить свой канал связи, иначе вы Его не заметите.

Определяя приоритеты

Работаю только с собой, никого не принуждаю и детей в том числе. Ведь особенно приятно, когда сынище подходит и встает рядом сам. Если я в общественном месте, где мой уход на этот важный разговор вызовет ненужные вопросы, я предпочту закрыть лицо руками ненадолго и не привлекать внимание.

Тихий разговор в Печорских пещерах

Тихий разговор в Печорских пещерах

Никуда не тороплюсь — долго читал только «Отче наш» перед едой и Иисусову молитву на любую ситуацию. Потом добавилась мегаполезная молитва Ефрема Сирина. Порой возникает потребность прочитать молитву Оптинских старцев, тем более мне из окна виден храм подворья Оптиной пустыни. Других молитв не ищу, пока не увижу потребности и смысла.

Мне нравится подход «лучше меньше, да лучше». Как только глубина и осознанность ушла из молитвы или опять начал потреблять калории без молитвы вовсе, значит дело плохо — меня опять затащило в пучину неотложных срочных, и не факт, что важных дел. Значит я перестал отслеживать ориентиры, у меня в голове опять превалирует один полюс и меня может выбросить на мель или разбить о скалы.

Недавно появилась потребность в молитве обращаться к матери. Вспомнилась вычитанная привычка Достоевского и его любимая молитва. Начал добавлять её в свой внутренний разговор.

А когда начинаешь несколько раз в день всерьез вкладывать глубокие смыслы в слова и отправлять их наверх, неминуемо начинается переосмысление других вопросов, которые требуют определённости.

Семейные ценности и система координат

Решил это я осенью 2020 года сходить на персональный мастер-класс по фотографии и меня попросили предоставить краткое резюме для знакомства с мастером. Понятно ведь, что это не то же самое, что написать резюме для работы, где ты свои профессиональные достижения и места трудоустройства перечисляешь. Руководствуясь правилом «Краткость — сестра таланта» и думая про моё увлечение и профессию, получилось совсем кратко — «Фотограф и Предприниматель».

Хотя на первое место, пожалуй, стоило бы поставить истинное Призвание, ведь предпринимателем я когда-то стал по необходимости — если бы не надо было искать деньги в конце девяностых, чтобы продолжать заниматься любимым занятием — созданием информационных систем — так и остался бы программистом/архитектором. Значит — «Программист, Предприниматель, Фотограф».

Но ведь моя семейная жизнь и дети очень важны для меня. Максимально важны! Значит — «Отец, Муж, Программист, Предприниматель, Фотограф».

Но раз уж я занялся перестановками слов, надо до конца с приоритетами разобраться — что важнее? Если в порядке и в пропорции траты времени, то кроме вот этого Предпринимателя с очень широкой зоной ответственности ничего и не останется. И если я начал примерять систему ценностей православного, тогда полезно было бы посмотреть — как роли расположены в приоритетах этой парадигмы.

Перечитал несколько статей и не «заходили» они мне — возникали ассоциации со средневековым «Домостроем», и это точно не мой формат. А вот такое определение системы ценностей в семье мне понравилось. Написано женщиной и поэтому, с моих глаз, выглядит куда более сбалансированным, чем всё, что писали мужчины. А уж использование понятия «система ценностей» попали в самое сердце :-)

И тогда стало понятно, что главный в семье ни я, ни жена, а общая система ценностей. И получается, что для меня первая роль в моём списке, всё таки, именно Муж, а потом уже всё остальное. Строго говоря, первым пунктом может быть Православный.

Но во-первых, для меня это внутренне очень высокий статус, который требует недостижимого пока для меня уровня Веры и я лишь неспешно иду в этом направлении, поставив Бога над собой. Даже читал где-то версию, что крестили раньше по заслугам ближе к концу жизни, а не в её начале. И мне такой подход, кстати, отзывается.

А во-вторых, мне видится критически важным использование понятия «системы ценностей». Оно исключает ярлыки и стереотипы, которые люди придумывают для общеупотребительных понятий типа Христианин. Этот термин даёт возможность вести спокойный диалог с представителями других конфессий. И ещё абстрактное понятие «система ценностей» стимулирует благородное любопытство — а про какие такие ценности идёт речь?

Поэтому получилось описание, которое соответствует моему самоощущению и давно прописано в профиле Телеграм и ВКонтакте — «Муж, Отец, Программист, Предприниматель, Фотограф с ценностями Православного».

В моём случае получается, что достаточно было всерьёз расставить приоритеты и начать в них жить, осознанно возвращаясь к внутреннему диалогу и отслеживая свои приоритеты по несколько раз в день, чтобы спустя несколько месяцев мир начал зримо меняться. Я ничуть не зарекаюсь и понимаю, что всё может ешё развалиться, но так или иначе — отношения с миром стали другими.

Важные книги о Любви

Часто не могу оставаться спокойным, когда вижу у близких людей привычки, которые в будущем могут обернуться серьёзными рисками. Убедить в необходимости перемен удаётся не всегда. Понимал и до этого, что моя личная задача не показать, кто в семье главный, а продолжать любить, как бы ни складывалась ситуация. И чаще всего эта любовь означает не прожать свою идею, а искать другие способы донести свою мысль. Выбрать правильный язык этой любви, который будет понятен другому. Пока батарейки хватает. И если она разряжена в ноль — отойти, выдохнуть, подзарядиться, продолжить искать и ждать подходящего момента.

Сэкономить батарейку и взглянуть на ситуацию со стороны любопытствующего рационала помогают книжки — «Искусство Любить» и «Пять языков Любви».

Но это уже техника, а начинать, как будто бы, лучше с того, что определить главенствующее место для Любви внутри себя. Не повторять путь отца Сергия, который, как мне кажется, принёс свою Любовь в жертву, но при этом ждал Просветления.

В свежепросмотренном кино с этой идеей проассоциировался Иван из фильма «Фрау».

А лично я из опыта молитвы и установок по приоритетам убедился, что Сознание определяет бытие. И в начале глобальных перемен стоит Слово.

А при чём тут счастье и его количественная модель?

Собирался в этой главе описывать доказательную базу прямой связи погружения в описанные выше практики и повышение интегрального уровня тона. А значит — проживание более счастливой жизни. Про то, что, имея от рождения сравнительно деятельную натуру, пытливый и рациональный ум, можно блуждать в нашем информированном обществе бесконечно и не видеть счастья и ответов на реально важные вопросы, в то время когда они могут быть на поверхности.

И, очевидно, что эти поиски вечные — друг подсказал, что есть целый раздел философии, который занимается формированием систем ценности — Аксиология.

Но нельзя же быть настолько занудной душнилой! Поэтому, пожалуй, прервусь и «украду» понравившуюся цитату, которая принадлежит Станиславу Ежи Лецу:

В жизни всё не так, как на самом деле…

Радость общения с друзьями

Радость общения с друзьями

Тут ведь важно понимать — когда пытаешься разложить по полочкам и разобрать на составные части сложные иррациональные понятия, такие как Любовь или Счастье, создаётся впечатление, что чудо пропало. Как в анекдоте с китайскими ёлочными игрушками: «Такие же красивые, а радости уже не приносят». Также неоднократно замечено, что разговоры о моделях Счастья вызывают неловкость и зевоту, несмотря на всю их важность.

Мне кажется, большинству очевидно, что Счастье зависит от мириады нюансов — всё не проанализируешь. На каждую точку зрения найдётся опровержением. И, возможно, инстинкты просто вырубают зевотой «предохранители» мозга, чтобы тот не перегрелся. Поэтому стараюсь не «душнить» лишнего и останавливаться в своём занудстве с близкими и друзьями. Радуюсь моментам встречи в реальной, а не цифровой, суррогатной жизни с лайками и смайлами, в которую многие из нас погружены.

Однако следование внутренним принципам в рамках персональной системы ценностей — честное и открытое отношение к окружающим, зачастую «на волевых», на последних остатках жизненных сил, сохраняют отношения настоящими, не выхолощенными. И такие отношения впоследствии возвращаются сотнями моментов настоящего, несуррогатного счастья :-)