Be happy or Die!
Абсурд: способ не сойти с ума в рациональном мире
Творчество, особенно с элементами абсурда — великолепный способ снять ограничения разума и психики, в которых мы находимся 99% времени. Когда в мозг поступает абсурдная информация, которую он не может встроить в естественный порядок вещей, но интеллекту хватает гибкости распознать, что это всё не всерьёз — происходит радостный выброс дофамина и других нейротрансмиттеров — наконец-то можно расслабиться, мы испытываем счастье! Поступают сигналы в лицевые мышцы, мы начинаем смеяться и передаём наше счастье дальше. Юмор основан на абсурде, музыка построена на гармонии звуков. Если их объединить — получается не всегда смешно, но, на мой вкус, круто! И это Heavy Metal.
Эта глава про Счастье слушать такую музыку. Название «Be Happy or Die!» естественным образом пришло в голову как ассоциация на известный альбом задорной группы S.O.D. — «Speak English or Die!». Пусть такое и будет. Творения экстремалов настолько неприемлемы с точки зрения этических норм и здравой логики, что слишком серьёзно их лучше не воспринимать :-) Настолько абсурдный подход в творчестве меня (рационально структурированного Архитектора) гармонизирует наилучшим образом. С одной стороны, эмоциональность и порывистость является отличительной особенностью моего темперамента — очень они мне понятны. С другой стороны, любое творчество, как «выход за рамки», уравновешивает чёткую структуру и расчёт, в котором привычно находишься.
Музыкальное сопровождение этой главы
Во время написания этого текста в ушах всегда звучала музыка. Какие-то композиции были очень уместны моменту и я добавлял их в коллекцию, на которую оставлю тут ссылку. Запустить воспроизведение лучше в случайном порядке. Также по тексту разместил единичные прямые ссылки, для примера.
Нисколько не ожидаю, что музыка будет нравиться кому-то ещё. Она созвучна моему темпераменту прежде всего. Замечательно, что мы очень разные. Считаю, что всерьёз подобную музыку можно слушать только в хорошем качестве и на приличной громкости, которая чуть выше уровня, когда устройства предупреждают о потенциальном вреде для барабанных перепонок :-) Hi-Fi усилитель, качественные наушники или колонки, на мой взгляд, обязательны.
Пишу этот текст в самолёте, где с сожалением обнаружил, что у меня не оказалось альбома S.O.D., скачанного на телефон. Но расстраиваться нет причин — ведь других таких композиций со смешением смыслов и стилей у меня всегда с собой сотни и тысячи. Для первого абзаца выбрал наугад джазовую композицию, доведенную до абсурда музыкантами из Trepаlium — «Sick Boogie Murder». Дальше Волна подберёт что-нибудь подобное. Поехали.
Виртуозы в предыдущих поколениях
Хочется начать с предпосылок появления энергетически заряженной и сложной музыки. Совсем издалека, с банальных истин. В Telegram группе нашего Текста неоднократно поднимался вопрос разности отношения к Счастью поколений Иксов, Игреков и прочих букв. Учитывать эту разность можно и нужно. Но опираться на неё, строить выводы, на мой взгляд, не получится. Ведь наша цивилизация раскрутила маховик технологического прогресса настолько, что каждый год появляются какие-то устройства и сервисы, меняющие привычки, формировавшиеся тысячи лет до этого! А темпераменты, психотипы и реакции на жизненные ситуации, как раз, неизменны и повторяются из поколения в поколение.
Все мы видим мир по своему. Сотканный из своих представлений, принципов, образов, воспоминаний, жизненного опыта и фантазий. Уникальный совершенно. Реальность сильно отличается от наших мысленных проекций и создаёт определённую разность потенциалов. Если никуда не двигаться и не компенсировать эту разность, то этот дисбаланс будет доставлять раздражение и формировать образ Несчастья. Люди с хорошим воображением, следующие своему Призванию и с мощной батарейкой жизненных сил создают свои проекции в творчестве. В зависимости от дарования — в литературе, кинематографе, живописи, фотографии. Список может быть большой. И в музыке, конечно же.
Созданные образы обогащают и гармонизируют видение уже реального мира и делают человека более сбалансированным и счастливым. Чем лучше получается, тем меньше удовлетворения доставляет повторение прошлых успехов. Приходят выгорание, ожидание вдохновения, поиск смысла и прочие метания. Внутренняя потребность соединять свою проекцию мира с реальностью, как зверь, требует мощных компенсаций. У обладателей буйного темперамента образы, скоре всего, будут рождаться особенно яркими.
300 лет назад влюбленные в музыку носители «внутреннего огня» становились скрипачами и пианистами, которых мы сейчас знаем как столпов классической музыки. Теперь, с расширением палитры инструментов и многообразия стилей, зачастую, можем видеть их среди виртуозов технически сложного рок формата. Если присмотреться, то в основе музыки ставшей классикой и экстремально тяжелого underground общего намного больше, чем различий. Очень наглядный пример — если тяжелую музыку играть на фортепиано, то она становится похожей на классическую.
Что и даёт основание для суждения — звучание музыки меняется, но суть остаётся. И непонятные большинству длинноволосые ребята в страшных майках — вероятно были ли бы «бетховенами» и «моцартами» в прошлом.
Появление тяги к музыке
Но как же я дошёл до жизни с экстремальной музыкой? С чего всё начиналось?
С того, что щуплым мальчиком-ботаником я жил преимущественно в своих мирах и мечтах, созданных бесконечной чередой книг из домашней и ближайшей детской библиотеки. Чёрные книги с золотистой птичкой и кроваво красным оттиском «Конан Дойль» сформировали в моём воображении образ Шёрлока Холмса — рационала и логика до мыслимой крайности. Этот образ изначально восхищал и притягивал меня. Но воплощённый в кино Василием Ливановым (с которым, кстати, как говорили девочки в классе мы были похожи в юности) сделал образ самым любимым.
Этот мотив меня преследовал на следующий день и через неделю не покидал. Так настойчиво звучал снова и снова, что я практически начал требовать у родителей, чтобы они купили мне какой-нибудь инструмент для воспроизведения этой мелодии :-) Был серьёзный семейный совет, и решение о покупке пианино родителями было принято.
Забавно, что спустя 30 лет музыкальную тему уже другого Шерлока на фортепиано подбирала дочь.
Первые шаги знакомства с музыкой
Если вложились в серьёзный инструмент, то значит надо серьёзно заниматься. Но я почему-то сразу поставил блок на хождение в музыкальную школу по полному разряду и категорически не допускал даже мысли о посещении классов сольфеджио. Ограничился только занятиями игры на фортепиано. Причём просил, чтобы меня учили на самых любимых мною композициях. Фаворит — «Полонез Огинского», простые в исполнении фрагменты «Лунной сонаты», различные блюзовые мотивы типа «Summertime» — вот мой выбор. При этом никаких признаков гениальности я не выказывал.
И также не собирался тратить на музыку необходимые 10 тысяч часов, чтобы отточить технику исполнения и стать самарским Джоном Ленноном или Estepario Siberiano. Как только начинало получаться — интерес пропадал.
Мне важно, чтобы музыка была в моей жизни, и не так важно, кто её будет исполнять — я сам или магнитофон. Так я перестал ходить на занятия. А спустя 4 года, ближе к 8 классу старшей школы, пианино преимущественно собирало домашнюю пыль.
Завершение учебного года в 8-м классе… Осталось всего пару дней до конца четверти. Всё тот же ботаник-очкарик, стою зажатый в угол стаей шпаны из 7-го класса. Из-за усиливающегося звона в ушах оскорбления уже не воспринимаются. В глазах пелена, рука в кармане сжимает шилообразный ключ, перед глазами ухмылка на лице самого наглого. Планка падает, удар, кровь из пробитой щеки смывает ухмылку, на лице уже ужас и страх, замешательство и аккуратный расход с криками: «Жди, сука, мы тебя встретим и уроем!»
Ситуация замялась, но после этого случая мысль о том, что мне ещё 2 года ходить в свою среднюю школу, как заноза вызывала тянущую тоску, несовместимую со Счастьем. И я придумал, что к следующему году мне надо обязательно сменить учебное заведение. На как можно более дальнее :-) Сам изучил объявления в газетах и нашёл набор в только-что открывшуюся экспериментальную школу. в В конце 80-х они только-только начали появляться. Мама не была против, и вот я уже езжу в школу в центр города на трамвае. Тратя по 2 часа в день на дорогу. Отношения с друзьями из моего микрорайона, с которыми мы ходили в походы, хоть и сохранились, но резко сократились. Решение это было совершенно бредовое, но я ничуть о нём не сожалею. Как, впрочем, и о других.
Первые тяжелые кассеты
Вот я в классе, где нет ни одного… не то чтобы друга — ни одного знакомого! Одноклассники все какие-то разношёрстные, сильно отличаются от усредненного мальчика из спального района, в котором я вырос. Один парень, впрочем, очень сильно выделялся — держался и с одноклассниками и с преподавателями уверенно и даже дерзко, носил длинную чёлку, курил и слушал Метал! Уж не помню, как оказалось, что я взял у него кассету послушать. Но музыку я любил, и мне было интересно. Кажется, был там Manowar 1988 года и Running Wild 1988. Было любопытно и свежо. Сильно отличалось от того, что слушал мой старший брат — Высоцкий, Abba, Boney M и Pink Floyd, как самое «тяжелое» для восприятия.
Брат, старше меня на 9 лет, был уже самостоятельным и к музыке относился довольно серьёзно. Была у него собранная совместно с отцом достойная аппаратура — катушечный магнитофон «Орбита 106», кассетный магнитофон «Вильма 204», вертушка для пластинок «Арктур 006», усилитель «Бриг 001» и колонки «35 АС90». Настолько трепетно он относился к технике, что она и по сей день у него поёт. Одноклассники могли только мечтать о таком комплекте.
А для инструментальной музыки качество звучания крайне важно, и с таким оборудованием грех было не подняться на ступеньку выше. И вместо кассеты сомнительного качества, попробовать самому сделать мастер-копию с настоящего винилового диска! Или «пласта», как тогда говорили. Достать правильные пластинки можно было только на толкучке. По выходным на «Туче», в лесу на окраине города, или по будням в центре, около магазина «Мелодия». Выменивал и договаривался с взрослыми мужиками о прокате пластинок, что позволяло дома сделать качественную копию.
А когда у меня начали появляться качественные записи и интересные связи — ко мне домой потянулись новые друзья.
Мама приносила с ночной смены в Доме Печати плотную чёрную бумагу, которая оставалась от упаковок химреактивов. Это единственное, что она могла прихватить с работы в ограничениях собственных принципов в «голодные» 90-е. Следуя внутреннему зову, этой бумагой я обклеил всю свою комнату. Смотрелось очень круто! А заодно исключил любую одежду из своего небольшого гардероба, которая не была чёрной. Очень удобно! Убирает муки выбора не особо важных вопросов, типа «Что надеть?» Ну и заодно формирует образ Джонни «Man in Black» Кэша, о котором я, впрочем, тогда не знал.
До невообразимого предела!
После того как я оценил Manowar, Антон (так зовут этого парня) с улыбкой предложил мне кассету с надписями от руки Death и Obituary. Улыбку я прочитал как: «Тебе такое, скорее всего, не понравится». И я заранее приготовился… Но, признаться, не ожидал, что меня накроет настолько вязкой и тяжёлой пеленой звуков из гитар, бочек и совершенно нечеловеческого вокала. Как воскликнула мама моего другого друга, заглянув в комнату к сыну: «Господи Боже! Да он же срёт через рот!» Извините, но именно так она и сказала.
Невозможно было поверить, что такое вообще можно слушать. Это сейчас каждый видел или слышал что-то подобное в Интернете. А в 1991 ещё даже в проекте не было фильма «Ace Ventura», благодаря которому российская общественность, имеющая доступ к видеосалонам, могла узнать о существовании такого жанра музыки как extreme death metal, услышать и увидеть Это в одноминутном эпизоде комедии…
С широко раскрытыми глазами я слушал кассету снова и снова, пока в какой-то момент мощнейший «кач» не заполнил меня изнутри до кончиков пальцев и не совпал в такте и тембре с моим внутренним мотором, качающим бензин жизненных сил. Совершенно гармонично и в унисон, как хорошо слаженный механизм. И в этот момент я почувствовал себя в «полном порядке». Оказывается, я так скучал по этому состоянию, которого никогда до этого не ощущал. Этот момент ни с чем перепутать нельзя. Он сопровождается мурашками по коже и онемением в руках и ногах. Момент полнейшей гармонии, иррационального счастья и полёта.
СССР и хождение строем — как все
Этим моментом жизнь была поделена на две части — До, когда Metallica считалась тяжелой группой, и После, когда они стали просто успешными шоуменами. Был запущен бесконечный процесс поиска новых форматов и звучания. Иррациональный процесс Любви к определенному виду творчества и искусства.
Объективно это увлечение было крайне редким и недостатка в своей индивидуальности я юношей не ощущал. В нашем закрытом промышленном городе для того, чтобы встретиться с другим таким же фанатом нужно было 30 минут идти пешком через многоэтажки. Причём осмелиться при этом носить длинные волосы на улице готовы были единицы — очень серьёзный запрос на Свободу нужен.
Однажды стайка представителей подрастающего поколения успели подхватить меня под руки рядом со 2-й школой. После чего мы вместе понюхали как горят мои волосы в огне их зажигалки. Неприятно. Довольно быстро они осознали, что с меня ничего кроме волос, потёртых джинс и куртки с нашивками взять не получится и им пришла в голову идея получить выкуп с моей мамы. Как партизана с выкрученными руками, привели домой, идти было недалеко. Вот мы перед дверью на лестничной площадке, звонок. Я в ступоре, мысли лихорадочно бьются в голове, что же сейчас произойдет и как же ужасно, что и мама в эту ситуацию попадает?! В общем, отсутствие мыслей и паника.
А мама ничуть не удивилась зондеркоманде перед дверью и начала спокойные переговоры. «Млеко, яйки» и другие ценности, конечно же, имеются, но чтобы выдать их вам — надо убедиться, что этот лохматый подпаленный чудик -- её сын, и нужно рассмотреть всё поближе. Начинается какая-то возня. Раз, два, три, и дверь ловко закрывается. Мы с мамой дома, все остальные за дверью. Не из таких ситуаций она выходила в военном детстве и послевоенной молодости голодной Самары.
Другой раз убегал в ночи от «добрых людей» с ножами. Убежал. Другой раз не убежал, но они обошлись тем, что меня просто попинали. Упёртость — не самое лучшее качество с точки зрения выживания видов. Как правило, такие не выживают. Я так и не постригся и не научился держать язык за зубами. Если из стайки лузгающих семечки раздавалось: «Эй ты, пидорас патлатый!», я как заколдованный непременно входил в ступор, онемевшими губами рассказывал, что о них думаю, после чего начинался «занимательный» сюжет выхода из создавшейся неловкой ситуации. И драться не умел, хотя был в неплохой физической форме — подтягивался, так вообще, отлично. Мог душить и даже задушить, а драться — нет. Глупо это, в общем.
Возможно, где-то в глубине души моё увлечение воспринималось как протест свободы самовыражения и вызов закостеневшему образу уходящего времени СССР. Хотя вряд ли. Меня просто несло в потоке. Тут сопереживать надо было этим ребятам, которые гоняли меня по микрорайону. Им, вероятно, в глубине души уже было понятно, кто из нас уходящее прошлое. В страхе и непонимании идущих полным ходом перемен они пытались срезать первые ростки Свободы, такой непривычной для их уклада жизни. В Москве и свежепереименованном Санкт-Петербурге ситуация была на тот момент уже совсем другая. Там я спокойно выпускал свои лохмы наружу. А уж когда приезжал за партией новых альбомов и вливался в поток патлатых неформалов от метро «Багратионовская» до ДК Горбунова («Горбушки») — вот тогда было уже «чисто конкретно» концентрированное Счастье сопричастности! :-)
Студия «Lightning Strike»
Задолго до того, как начал оцифровывать Время, Здоровье и Деньги, начал оцифровывать Музыку :-) Вносил в базу Microsoft Access альбомы всех групп своей дискографии. Зачем? Чтобы сделать красивые, распечатанные вкладыши в кассеты. Где будет название группы, альбома, список композиций, состав музыкантов. В общем, всё свое время я направил не на игру на инструментах, а на смешение своих увлечений — программирование и изучение музыкального жанра. Такие кассеты быстро захотели себе в коллекцию металлисты Самары и я начал сначала распечатывать вкладыши, а потом записывать кассеты под заказ. На тот момент я уже профессионально зарабатывал программированием и на вырученные деньги с одного увлечения купил несколько двухкассетных магнитофонов «Санда 207» для другого увлечения. Название студии «Lightning Strike» было выбрано открытием большого англо-русского словаря и тычком пальца наугад.
Радиопередача «Lightning Strike»
Отбоя от желающих не было, но я мог сделать больше, и надо было обеспечить рекламу для студии. Тогда из доступных информационных каналов было только радио. Никакого Интернета ещё в помине не было. Была федеральная передача «Рок-наряд», начинавшаяся чрезмерно весёленьким, на мой вкус, призывом «Становись ребята в ряд, начинаем Рок Наряд!» Это был единственный источник, из которого можно было услышать что-то тяжёлое, если специально не ходить по студиям и друзьям. Формат у передачи не сказать, чтобы был достаточно тяжелым — треш уровня Metallica — верх мечтаний. Недолго думая пошёл в офис только-что появившегося местного радио «Самара-Максимум» на краткую встречу с директором Константином Лукиным:
— А можно я займу воскресный вечерний эфир экстремально тяжелой музыкой на 1 час и ничего не буду за это платить, ровно как и сам ничего не ожидаю в оплату? — Можно!
Так появилась самарская версия «Рок-Наряда» — передача «Lightning Strike», и довольно быстро моя повседневная жизнь перестала напоминать жизнь обычного студента. Круглосуточно крутящиеся магнитофоны на запись новых кассет, транспортировка их в одноименный магазинчик в центре города, сбор новых заказов, еженедельные поездки в Москву за новинками и запись передач для радио в воскресенье. Зачёты и экзамены на тройки-четвёрки я как-то умудрялся сдавать, не посещая лекции. Программирование на практике знал лучше наших преподавателей, хотя доработки системы для учёта заказов и выручки становились всё реже. Из того времени больше запомнились попытки выработать свой уникальный диджейский growling голос с помощью ледяного пива и папирос :-) Зачастую раздолбайски записывал передачу в самый последний момент и залетал в студию за минуту до начала эфира. Денег уже тогда на втором курсе зарабатывал больше мамы, с которой мы жили вдвоём.
Сайт «Musica Mustdie»
На третьем курсе университета, после 3-х лет успешного развития студии, начало закрадываться впечатление, что эта деятельность всё дальше и дальше от моего Призвания, связанного с Программированием. Его становилось в моей жизни всё меньше, а образ жизни становился всё более богемным. Да и мозги как-то начали размягчаться, что могло сказаться на сдаче экзаменов. Жизненная ситуация в тот момент подтолкнула к тому, чтобы прийти на кафедру вычислительной техники и устроиться на работу оператором компьютерного класса. Всё-таки когда я садился за компьютер, включал зеленоватый экран и видел мигающий курсор консоли — я тоже испытывал иррациональное чувство Счастья. Покупать свой комп тогда было всё ещё неоправданно дорого. Да и хотелось общения, которого дома не было бы. При смене занятия круг общения опять сильно поменялся. А через год, когда я освоился среди компьютерщиков нашего университета, появился первый канал Интернет на всю Самару с пропускной способностью аж целых 19 килобит (тут всё верно с цифрами). И управлял этим каналом преподаватель с нашей кафедры. Мне удалось попасть в компанию из 5 студентов, которые были допущены до этой диковинки. И тогда для меня-программиста открылась целая бездна возможностей создания новых веб-систем. Но истории первых дней компании «Самара-Интернет», «Вебзавода», Mustdie.ru и SamaraPub связаны с Призванием в разработке информационных системах, а эта история про Музыку.
В конце 90-х база данных с дискографией была перенесена с Microsoft Access на MySQL, к которой мы с друзьями на Perl сделали «симпатишный», кроваво-красный сайт с «блекджеком» и форумом на нашем фирменном домене mustdie.ru. В одну из поездок в Москву на Горбушку познакомился с ребятами, которые продавали диски и выпускали дайджест по новинкам тяжелой музыки. Предоставил им площадку для торговли и публикации новостей, по сути, бесплатно. Зарабатывать на этом не получалось. Зато спустя год российские металлисты с доступом в Интернет тусили на нашем «Musica Mustdie» — договаривались о встречах, обсуждали любимые группы и альбомы, открывали для себя новую музыку и всячески чудили. Было приятно услышать в толпе на Горбушке или в потоке металлистов с метро «Багратионовская»: «А вот вчера на «Мастдае» прочитал про новый альбом…» В такие моменты плечи расправлялись, а нос подлетал вверх :-) Достаточно было представиться, и тут же оказывался в эпицентре разгульных тус завсегдатаев сайта.
Люди, объединившие в себе разные полюсы
Всё-таки этот текст про ощущения Счастье в разных контекстах, а именно в контексте тяжёлой музыки. И приведён мой опыт исключительно для лучшего понимания цепочки рассуждений об основном предмете. Поэтому возвращаюсь к основной теме Счастья и образов с ним связанных.
Будучи 20 летним парнем не помню, чтобы я задумывался о каких-то этических дилеммах при прослушивании Slayer. Круто и круто! Но вся эта атрибутика с перевёрнутыми крестами с какого-то момента начала вызывать вопросы — никакого желания как-либо быть причастным к оккультному мракобесию отродясь не было. В конце концов, если себя спросить: «Я же хороший?» То ответ был уверенный: «Хороший» :-)
Есть во мне подростковый протест-нигилизм? Да, пожалуй, что нет. У самого дети уже взрослые. Но нужна мне эта агрессивная энергетика, чтобы себя же подзарядить и раскачать для решительных действий.
И вот начал я копаться-разбираться в бессознательном творчестве. А творчество не предназначено для анализа и разума, а скорее для обогащения палитры чувств. И у каждого будут свои образы.
На концертах Cradle of Filth или других похожих группах с акцентированной сатанинской тематикой, всё это воспринимается как страшилки из фильмов ужасов. Музыка нравится, визуальная картинка скорее нет, но всё это точно совершенно несерьёзно. Шоумены с целью эпатажа.
Некоторые американские группы типа Morbid Angel упоминались как последователи течения американских сатанистов, популярного ещё в 70-е годы. Только благодаря этой музыке я узнал о существовании секты, в которой, «всего лишь» исключили Веру и усилили эгоцентризм, релятивизм и культ интеллекта. Система взглядов вызывает скорее скуку, но для меня было любопытно узнать предпосылки, а упадничество и тотальное несчастье в этом направлении видно невооружённым взглядом.
Скандинавские радикалы, которые перешли к перестрелкам и сожжению церквей на примере Burzum/Mayhem, мне были любопытны скорее в контексте исторических перекосов, где сравнительно недавно население перестроилось под новую систему ценностей. Не без активного воздействия миссионеров. Ну и наложились отклонения в психике у отдельно взятых экстремистов на эту борьбу за корни. Есть на эту тему прекрасные документалки и художественный фильм. Хотя лучше не забивать голову историями про единичные исключения, а посмотреть абсурдную B-movie комедию «Тяжелая поездка», которая отлично передаёт отношение к этой музыке среди молодых людей не только в Скандинавии.
А вот узнать о судьбе отдельно взятых ярких личностей из мира музыки было всегда любопытно.
Биография Оззи Осборна великолепна и очень многое объясняет. Крайне непростое детство в бедном и унылом послевоенном окружении старой Англии. Дислексия, уникальная сопротивляемость организма разрушительному действию наркотиков, которая позволяла их употреблять вёдрами в стремлении усилить ощущение Счастья. Ранняя известность и сказочное богатство создали такие фантастические перекосы в темпераменте и образе мыслей, что остаётся только удивляться, как он оставался любящим мужем и отцом в глубине своей души. Ну, когда был в относительно трезвом состоянии, конечно же, что бывало нечасто. Жизнеописание забавное, очень искреннее и открытое. Оккультизм альбома Black Sabbath из 1970 года был из серии страшилок фильмов ужасов. Ребята весело проводили время, а когда душные «настоящие» true сатанисты пытались вовлечь Оззи в свои обряды — были неизменно посылаемы в известном направлении. В общем, трогательный он, юморной и искренний дядька, рассуждения которого в последних главах очень близки по духу.
Другой, уже американский, «тёмный принц» с французскими корнями, Элис Купер. Его «Poison» неизменно исполнялся нестройным хором участников всех наших тусовок из 90-х. Хоть и понятно, что Купер прежде всего шоумен, но всё же до крайности вызывающий и мрачный — совсем не белый и пушистый. И я немало удивился, когда узнал, что он принципиально верующий человек. Было интересно послушать, как у него совмещается, казалось бы, несовместимое — демонический внешний образ и глубокий внутренний мир христианина. А его высказывание, что «нажраться пивом и разнести номер может каждый, а быть рокером и христианином — настоящее бунтарство» — вообще, звучит как серьёзный вызов :-) И если Johnny Cash в своих песнях и каверах типа «Personal Jesus» открыто и искренне нёс христианские ценности, то Alice «Prince of Darkness» Cooper спасал от зависимостей других музыкантов и не сильно распространялся о своём внутреннем мире и принципах.
Один из таких наркозависимых музыкантов, стоявший у истоков Metallica, создавший Megadeth и ставший крестным сыном Купера — легендарный Dave Mustaine. Очень нравится его едкое и жёсткое творчество образца 86-88 года. Заряжало энергетикой быстро и гарантированно. В 89-м году он становится принципиальным и последовательным христианином, уверенно развешивает ярлычки на творчество своих собратьев как «правильное» и «неправильное». Становится, в какой-то степени, музыковедом, а не музыкантом. Возможно, делает это в надежде как-то утихомирить собственных бесов. После 92-го года его творчество, почему-то, уже не перестало вызывать эмоций как раньше. Внутренний огонь погас? Или не стоит смешивать бессознательное творчество с системами ценностей и правилами? Всё это, конечно же, очень субъективно и поверхностно, но мне так откликается. Johnny Cash звучит в своей роли евангелиста убедительно, а вот Dave Mustaine не совсем. Очень надеюсь, что сам Дейв при этом в балансе и счастлив.
Совсем другой загадочный христианин Том Арайя из Slayer. Прищур, лукавая улыбка, антиклерикальные тексты и сногсшибательная волна агрессии, которую Том неизменно выдавал на протяжении всей своей карьеры. Музыка с любого альбома, включая последние, выдёргивает меня из любой хандры и заставляет быстро переключиться на рабочий ритм. И отношение Тома к дилемме между его внутренней системой ценностей и исполняемыми им песням мне нравится: «То, что я пою, и то, что я думаю — не одно и то же! Если наши песни заставляют вас поколебаться в своей Вере и Любви к ближнему (то есть и к ним в том числе) — то что-то не так с вашей Верой! ;-)» Провокация, один из наиболее действенных подходов задуматься о важном. Хитрый Арайя :-)
Каждый по разному компенсирует внутри себя противоречия и крайности.
Открытый протест против Баланса и Лицемерия
Есть одна черта в их образах, которая всех их объединяет — экспрессия и явное нежелание оставаться в творчестве сбалансированными, умеренными, соответствующими общественной системе ценностей и морали. Такими мы уже являемся большую часть времени в реальной жизни. Мы, как часть Природы, также подвержены Штормам и Землетрясениям. И надо уметь во время этих катаклизмов не разрушать ничего ценного — будь то здоровье или отношения. И эта энергетика дисбаланса необходима для созидания в том числе. Человек в балансе теряет мотив менять окружение к лучшему. Также как невозможно испытывать Счастье без тоски или даже депрессии.
Часто Вам в общении попадаются умершие при своей жизни люди? Любопытство и страсть уже давно не горят в их глазах. Апатия. Таких немало, просто мне не очень часто попадаются в окружении. Довольно часто встречаются те, которые точно знают как дОлжно поступать другим, что Правильно, а что Нет. Такие собеседники обычно не следуют формату диалога Вопрос-Ответ, но пользуются расхожими штампами и догмами, которые не факт, что приводят кого-либо к Счастью. Они могут оставаться спокойными и даже доброжелательными. Но чувствуется, что это маска, за которой скрывается совершенно другой человек. Несчастливый человек, у которого нет жизненных сил и веры ни во что. Который боится серьёзного разговора с собой и ищет опоры в ДОЛЖЕН формулировках применительно к окружению. И мне кажется, что Любовь, как и внутренний Огонь, уходят из жизни, когда слишком часто возникает слово «Должен» в отношении других. Вот мне кажется, что металлисты и другие экстремалы от музыки видят своё творчество как естественный протест против Апатии и Лицемерия. Они далеко не идеальны (как и все мы), но им не всё равно и они не будут молчать.
Допустим, что мы созданы, чтобы двигаться к духовному идеалу, но нас постоянно разрывают на части и испытывают на прочность разные соблазны и слабости. Гордыня, Лицемерие, Пьянство, Жестокость, Жадность, Страх, Лень, Похоть, Грубость… Вокруг этих историй обычно и строится творчество металлистов. Раньше эти пороки назывались бесами и суть это слово довольно точно передаёт, т.к. они изначально являются внешними и чужеродными для нас объектами, но у каждого из нас найдётся свой «любимчик». И мы лучше максимально открыто признаемся себе и окружению нашим творчеством, что так оно и есть. Даже намеренно сгустим краски до абсурда, чтобы не сглаживать углы по важным вещам и не прятаться за маской, что ничего этого с нами не происходит. Это эмоциональный, иррациональный, несдержанный, но максимально честный и открытый подход, который лично мне откликается.
Сравнительно недавно в разговоре со священником, которому довольно системно изложил свои размышления по этому поводу, прозвучало:
— Сама музыка, её ритм и звучание не может являться чем-либо плохим. Важно, какое влияние она на тебя оказывает и на какие поступки тебя толкает.
И тут я с облегчением выдохнул. Если мне не хватает энергии, тяжеляк меня неминуемо бодрит. Если я испытываю раздражение в связи с какой-то ситуацией — он позволяет выпустить пар и успокоиться. Объективно, только плюсы.
Слова и смыслы
И для меня музыка — это, всё-таки, не про Смыслы, но про усиление ощущения момента Счастья. Ритм, риффы, тембр, мелодия, полифония, плотность, детализация, качество звука — всё, что имеет отношение к звучанию, входит в гармонию с моим внутренним миром в моменте и раскрашивает его дополнительными красками. Мыслительные процессы, запускаемые нетривиальными смыслами текстов, скорее отвлекут меня от переживания настоящего момента счастья. Возможно по этой причине 99% моего репертуара состоит из зарубежных исполнителей, у которых смыслы песен не воспринимаются мной на слух, но голос являются эмоционально окрашенным инструментом.
Весь русский рок прошёл мимо, и только в 2011 вдруг неожиданно и сильно зацепили несколько песен Юрия Шевчука. Прежде всего «Где мы летим?», которая погружала меня в спокойный лирический настрой. Кажется, прежде всего потому, что текст больше похож на поток сознания, чем на какую-то логическую конструкцию. «Песня о свободе» стала хорошим боевиком для рабочего потока, «Галя ходи» стоит особняком, «попадает в сердечко» и цепляет именно смыслом. «Стая» с мурашками по коже зашла под события, которые 2 года назад мы начали горячо обсуждать. Очень неожиданно всплыл и саданул по сердцу древний трек «Зло» от практически забытой мной, но горячо любимой на студенческих тусах «Дискотеки Авария».
После отключения от банковской системы SWIFT в потоковом сервисе Яндекс Музыки под мои предпочтения всё чаще стала появляться ранее незнакомая тяжёлая музыка с русской речью. Был приятно удивлён — звук достойный, тексты не вызывают испанский стыд, который я испытываю, когда авторы компенсируют скудный словарный запас матом. И не слишком кринжово, чтобы из Потока выбивало, как «Коррозия Металла», например :-) Как и в отечественном кинематографе, в музыке для себя лично за последнее время увидел долгожданный прогресс и интересный для себя материал.
Цензура, которая, по моему глубокому убеждению необходима для несознательных граждан, например, детей, надеюсь, не перегнёт палку и уже не вернёт нас в крайне полярную ситуацию, когда в стране якобы не было секса :-) Если цензурой пытаться ограничивать сам факт существования пороков и зажимать жёстко, то меньше их от этого не станет. Забавный факт — люди смотрят порнографию больше там, где применяется цензура:
Вам может показаться, что жители либерального северо-востока и северо-запада США чаще и дольше смотрят порнографию в интернете. Но, как и предсказывал Фрейд, справедливо обратное. Люди, живущие в консервативных штатах с традиционными взглядами на сексуальность, гораздо чаще подписываются на порнографические сайты. Как установили два канадских психолога, они активнее ищут в сети то, что связано с порнографией. Когда Кара Макиннис и Гордон Ходсон, занявшись изучением поведения жителей разных штатов США, получили информацию от Google Trends, они выявили прочную связь между религиозными убеждениями и запросами на порнографию в интернете, между консерватизмом и порнографией. Они писали: «Хотя некоторые регионы громко заявляют о неприятии сексуальной свободы и своих правых политических убеждениях, именно здесь отмечается самый сильный интерес к сексуальному контенту».
Идеально, когда творчество помогает взрослому человеку принять себя, выпустить пар и при этом не создает перекосов в мировосприятии у детей. Всё это сложно. Нужно искать балансы. Для себя лично последнее время применяю следующий подход: как только у меня в речи проскальзывает слово ДОЛЖЕН в отношении кого-либо, значит мой подход, скорее всего, примитивный, и начинаю искать формулировку, в которой тот же посыл будет выражен через слово с корнем ЛЮБ. Полезный якорь и практика для увеличения Счастья в своей жизни. Обычно получается :-)
Искусственный Интеллект в Музыке
Сайт Musica.Mustdie.Ru изначально не создавался для извлечения выгоды, но был иррациональным порывом. Ребята, которые занимались продажами, переехали в сообщества социальных сетей, следуя общей тенденции миграции информационных потоков.Сайт тихо умер своей смертью в 2019 году в отсутствии интереса его развития от создателей, просуществовав 20 лет на чистом энтузиазме пользователей. Неплохо. Чтобы Musica совсем не умирала выложил базу данных сайта в публичный доступ и ради практики натренировал простую языковую модель Искусственного Интеллекта на этой информации.
Всё получилось, но заниматься дальше этой историей не хочется — не сделает меня это богаче в эмоциях и отношениях.
Для клуба участников конференции ИТ-Диалог записали на эту же тему диалог двух экспертов — Светлана Сурганова и Андрей Себрант. На мой взгляд, настоящее творчество, как способ общения людей друг с другом, защищено от стремительно растущего применения Искусственного Интеллекта. Во всяком случае, искусство, в котором есть Огонь настоящих чувств. А вот фонограмщину и халтуру эта технология убьёт обязательно. Но это как раз и не пугает.
Тяжёлая музыка и Счастье
Пора завершать этот поток рефлексии. Совершенно уверен, что без своего любимого тяжеляка я был бы куда менее счастливым человеком. Благодаря музыке появились знакомства переросшие в дружбу. Не произошло бы множество причудливых историй. Бесчисленное количество моментов счастья и мурашек по коже было испытано за всю жизнь, и я, конечно же, глубоко благодарен музыкантам, которые всё это придумали и выдали в мир.
По возможности хожу на концерты и даже если сам не лезу в мясорубку mosh pit (за фотоаппарат, как минимум, переживаю, хотя это отмазка), то очень хорошо понимаю, как от ребят в свалке отлетают «бесы», которых они нахватались в нашем «приличном» обществе. Выпускают пар по полной, без особых последствий для себя и окружения. Радуюсь и невольно улыбаюсь, когда на них смотрю.
Узнал о Infiltration, когда сразу 2 сотрудника команды «Я Здесь Живу» пришли на работу в майках с этой неизвестной мне ранее надписью. Жёсткий, плотный, техничный звук. Стараюсь смешивать свои увлечения — и помимо оцифровки данных о музыке ещё фотографирую на концертах. Фотографии продлевают и расширяют спектр моментов Счастья ещё и хорошими воспоминаниями после выступлений.
Рекомендательный функционал Яндекс Музыки познакомил с творчеством Сергея Сорокина, лидера «Гробовой доски». Тексты песен наводят на хорошие размышления. Сценический образ Сергея тоже интересен. Ребята начали тур нового альбома с Питера, сходил на их концерт первый раз. Народ изначально был заточен на «рубилово» перед сценой, но какое-то оно получилось культурное и даже милое :-)
Остальные фотографии с этих концертов доступны по ссылке.
Слишком ванильный текст про экстремальный тяжеляк у меня получился. Для баланса в заключение приведу момент, который счастливым не назовёшь, но он был ярким.
Есть ещё одна важная для меня книга о Боге помимо «Мастер и Маргарита» — это «Лавр» Евгения Водолазкина. Есть там в начале книги описание одно. И вот когда я его читал перед сном, без музыкального сопровождения, вдруг осознал, что в ушах у меня играет какая-то смесь Deicide и Cannibal Corpse. Жуткая совершенно сцена. Текст сформировал не только визуальный образ в воображении, но и звуковой. Никогда такого не испытывал. И я подумал — если есть такие тексты, значит и музыка должна быть…