Be happy or Die!

Абсурд: способ не сойти с ума в рациональном мире

Творчество, особенно с элементами абсурда — великолепный способ снять ограничения разума и психики, в которых мы находимся 99% времени. Когда в мозг поступает абсурдная информация, которую он не может встроить в естественный порядок вещей, но интеллекту хватает гибкости распознать, что это всё не всерьёз — происходит радостный выброс дофамина и других нейротрансмиттеров — наконец-то можно расслабиться, мы испытываем счастье! Поступают сигналы в лицевые мышцы, мы начинаем смеяться и передаём наше счастье дальше. Юмор основан на абсурде, музыка построена на гармонии звуков. Если их объединить — получается не всегда смешно, но, на мой вкус, круто! И это Heavy Metal.

Эта глава про Счастье слушать такую музыку. Название «Be Happy or Die!» естественным образом пришло в голову как ассоциация на известный альбом задорной группы S.O.D. — «Speak English or Die!». Пусть такое и будет. Творения экстремалов настолько неприемлемы с точки зрения этических норм и здравой логики, что слишком серьёзно их лучше не воспринимать :-) Настолько абсурдный подход в творчестве меня (рационально структурированного Архитектора) гармонизирует наилучшим образом. С одной стороны, эмоциональность и порывистость является отличительной особенностью моего темперамента — очень они мне понятны. С другой стороны, любое творчество основано на психологии бессознательного, как противоположности мыслительного процесса психологии разума — вот эти вот бесконечные «если — то» причинно-следственные связи. Искусство подразумевает красоту и гармонию, как очень субъективные понятия, но базово не имеет жёстких границ и правил, которым мы следуем в психологии разума и воли.

Музыкальное сопровождение этой главы

Во время написания этого текста в ушах всегда звучала музыка. Какие-то композиции были очень уместны моменту и я добавлял их в коллекцию, на которую оставлю тут ссылку. Запустить воспроизведение лучше в случайном порядке. Также по тексту разместил единичные прямые ссылки, для примера.

Нисколько не ожидаю, что музыка будет нравиться кому-то ещё. Она созвучна моему темпераменту прежде всего. Замечательно, что мы очень разные. Считаю, что всерьёз подобную музыку можно слушать только в хорошем качестве и на приличной громкости, которая чуть выше уровня, когда устройства предупреждают о потенциальном вреде для барабанных перепонок :-) Hi-Fi усилитель, качественные наушники или колонки, на мой взгляд, обязательны.

Пишу этот текст в самолёте, где с сожалением обнаружил, что у меня не оказалось альбома S.O.D., скачанного на телефон. Но расстраиваться нет причин — ведь других таких композиций со смешением смыслов и стилей у меня всегда с собой сотни и тысячи. Для первого абзаца выбрал наугад джазовую композицию, доведенную до абсурда музыкантами из Trepаlium — «Sick Boogie Murder». Дальше Волна подберёт что-нибудь подобное. Поехали.

Виртуозы в предыдущих поколениях

Хочется начать с предпосылок появления энергетически заряженной и сложной музыки. Совсем издалека, с банальных истин. В Telegram группе нашего Текста неоднократно поднимался вопрос разности отношения к Счастью поколений Иксов, Игреков и прочих букв. Учитывать эту разность можно и нужно. Но опираться на неё, строить выводы, на мой взгляд, не получится. Ведь наша цивилизация раскрутила маховик технологического прогресса настолько, что каждый год появляются новшества, меняющие привычки, формировавшиеся тысячи лет до этого! А темпераменты, психотипы и реакции на жизненные ситуации, как раз, неизменны и повторяются из поколения в поколение.

Музыка

Crisix — «Beast» заметно поднимает градус эмоционального настроя.

Все мы видим мир по своему. Сотканный из своих представлений, принципов, образов, воспоминаний, жизненного опыта и фантазий. Уникальный совершенно. Реальность сильно отличается от наших мысленных проекций и создаёт определённую разность потенциалов. Если никуда не двигаться и не компенсировать эту разность, то этот дисбаланс будет доставлять раздражение и формировать образ Несчастья. Люди с хорошим воображением, следующие своему Призванию и с мощной батарейкой жизненных сил создают свои проекции в творчестве. В зависимости от дарования — в литературе, кинематографе, живописи, фотографии… Список может быть большой… И в музыке, конечно же.

Созданные образы обогащают и гармонизируют видение уже реального мира и делают человека более сбалансированным и счастливым. Чем лучше получается, тем меньше удовлетворения доставляет повторение прошлых успехов. Приходят выгорание, ожидание вдохновения, поиск смысла и прочие метания. Внутренняя потребность соединять свою проекцию мира с реальностью, как зверь, требует мощных компенсаций. У обладателей буйного темперамента образы, скоре всего, будут рождаться особенно яркими.

300 лет назад влюбленные в музыку носители «внутреннего огня» становились скрипачами и пианистами, которых мы сейчас знаем как столпов классической музыки. Теперь, с расширением палитры инструментов и многообразия стилей, зачастую, можем видеть их среди виртуозов технически сложного рок формата. Если присмотреться, то в основе музыки ставшей классикой и экстремально тяжелого underground общего намного больше, чем различий. Очень наглядный пример — если тяжелую музыку играть на фортепиано, то она становится похожей на классическую. Что и даёт основание для суждения — звучание музыки меняется, но суть остаётся. И непонятные большинству длинноволосые ребята в страшных майках — вероятно были ли бы «бетховенами» и «моцартами» в прошлом.

Buicide 26 января 2024

Buicide 26 января 2024

Музыка

DeathOrchestra — «Spirit Crusher». Питерская группа Buicide совместно с симфоническим оркестром создали проект DeathOrchestra и исполняют музыку группы Death, прародителя этого музыкального стиля. На мой взгляд, сочетание абсолютно гармоничное.

Появление тяги к музыке

Но как же я дошёл до жизни с экстремальной музыкой? С чего всё начиналось?

Явно оторвали мальчика от чтения

Явно оторвали мальчика от чтения

Музыка

Для следующего абзаца включается уже спокойная джазовая композиция Orange Market, которая деликатными звуками прикосновений к струнам, клавишам и тарелкам, как нельзя лучше, дополняет ностальгически рефлексивный пассаж о предпосылках возникновения любви к такой музыке.

С того, что щуплым мальчиком-ботаником я жил преимущественно в своих мирах и мечтах, созданных бесконечной чередой книг из домашней и ближайшей детской библиотеки. Чёрные книги с золотистой птичкой и кроваво красным оттиском «Конан Дойль» сформировали в моём воображении образ Шёрлока Холмса — рационала и логика до мыслимой крайности. Этот образ изначально восхищал и притягивал меня. Но воплощённый в кино Василием Ливановым (с которым, кстати, как говорили девочки в классе мы были похожи в юности) сделал образ самым любимым.

Молодой Ливанов

Молодой Ливанов

И вот сижу я 10 летним мальчиком под столом, потому что оттуда не так страшно смотреть «Смертельную схватку» Шёрлока Холмса. Обнял себя за плечи и качаюсь от переживаний за самого близкого и дорогого героя. Страшный Мориарти, обрыв, борьба насмерть, жуть. Впитываю каждый кадр и каждый звук. Ну и когда всё кончено и Ватсон читает письмо своего погибшего друга — наступает катарсис, который на всю жизнь впечатывает в мозг звучащую в этот момент музыкальную тему Владимира Дашкевича. Этот мотив меня преследовал на следующий день и через неделю не покидал. Так настойчиво звучал снова и снова, что я практически начал требовать у родителей, чтобы они купили мне какой-нибудь инструмент для воспроизведения этой мелодии :-) Был серьёзный семейный совет, и решение о покупке пианино родителями было принято.

Забавно, что спустя 30 лет музыкальную тему уже другого Шерлока на фортепиано подбирала дочь.

Подбираю мелодию темы Дашкевича «Шёрлок Холмс»

Подбираю мелодию темы Дашкевича «Шёрлок Холмс»

Музыка

Сейчас играет Мощь! — «Gipsy»

Первые шаги знакомства с музыкой

Если вложились в серьёзный инструмент, то значит надо серьёзно заниматься. Но я почему-то сразу поставил блок на хождение в музыкальную школу по полному разряду и категорически не допускал даже мысли о посещении классов сольфеджио. Ограничился только занятиями игры на фортепиано. Причём просил, чтобы меня учили на самых любимых мною композициях. Фаворит — «Полонез Огинского», простые в исполнении фрагменты «Лунной сонаты», различные блюзовые мотивы типа «Summertime» — вот мой выбор. При этом никаких признаков гениальности я не выказывал. И также не собирался тратить на музыку необходимые 10 тысяч часов, чтобы отточить технику исполнения и стать самарским Джоном Ленноном или Estepario Siberiano. Как только начинало получаться — интерес пропадал. Мне важно, чтобы музыка была в моей жизни, и не так важно, кто её будет исполнять — я сам или магнитофон. Так я перестал ходить на занятия. А спустя 4 года, ближе к 8 классу старшей школы, пианино преимущественно собирало домашнюю пыль.

Музыка

Звучит гротескно концентрированно агрессивный образ Злобы, неизменно вызывающий мурашки входя в резонанс с внутренним ритмом
Nekrogoblikon — «Darkness»

Завершение учебного года в 8-м классе… Осталось всего пару дней до конца четверти. Всё тот же ботаник-очкарик, стою зажатый в угол стаей шпаны из 7-го класса. Из-за усиливающегося звона в ушах оскорбления уже не воспринимаются. В глазах пелена, рука в кармане сжимает шилообразный ключ, перед глазами ухмылка на лице самого наглого. Планка падает, удар, кровь из пробитой щеки смывает ухмылку, на лице уже ужас и страх, замешательство и аккуратный расход с криками: «Жди, сука, мы тебя встретим и уроем!»

Ситуация замялась, но после этого случая мысль о том, что мне ещё 2 года ходить в свою среднюю школу, как заноза вызывала тянущую тоску, несовместимую со Счастьем. И я придумал, что к следующему году мне надо обязательно сменить учебное заведение. На как можно более дальнее :-) Сам изучил объявления в газетах и нашёл набор в только-что открывшуюся экспериментальную школу. в В конце 80-х они только-только начали появляться. Мама не была против, и вот я уже езжу в школу в центр города на трамвае. Тратя по 2 часа в день на дорогу. Отношения с друзьями из моего микрорайона, с которыми мы ходили в походы, хоть и сохранились, но резко сократились. Решение это было совершенно бредовое, но я ничуть о нём не сожалею. Как, впрочем, и о других.

Музыка

И сразу следом контрастная, но такая же тёмная мистическая интерпретация образа Вселенского Зла-а-а-а...
Brides of Lucifer — «Burn in hell»

Первые тяжелые кассеты

Вот я в классе, где нет ни одного… не то чтобы друга — ни одного знакомого! Одноклассники все какие-то разношёрстные, сильно отличаются от усредненного мальчика из спального района, в котором я вырос. Один парень, впрочем, очень сильно выделялся — держался и с одноклассниками и с преподавателями уверенно и даже дерзко, носил длинную чёлку, курил и слушал Метал! Уж не помню, как оказалось, что я взял у него кассету послушать. Но музыку я любил, и мне было интересно. Кажется, был там Manowar 1988 года и Running Wild 1988. Было любопытно и свежо. Сильно отличалось от того, что слушал мой старший брат — Высоцкий, Abba, Boney M и Pink Floyd, как самое тяжелое для восприятия.

Брат, старше меня на 9 лет, был уже самостоятельным и к музыке относился довольно серьёзно. Была у него собранная совместно с отцом достойная аппаратура — катушечный магнитофон «Орбита 106», кассетный магнитофон «Вильма 204», вертушка для пластинок «Арктур 006», усилитель «Бриг 001» и колонки «35 АС90». Настолько трепетно он относился к технике, что она и по сей день у него поёт. Одноклассники могли только мечтать о таком комплекте.

А для инструментальной музыки качество звучания крайне важно, и с таким оборудованием грех было не подняться на ступеньку выше. И вместо кассеты сомнительного качества, попробовать самому сделать мастер-копию с настоящего винилового диска! Или «пласта», как тогда говорили. Достать правильные пластинки можно было только на толкучке. По выходным на «Туче», в лесу на окраине города, или по будням в центре, около магазина «Мелодия». Выменивал и договаривался с взрослыми мужиками о прокате пластинок, что позволяло дома сделать качественную копию.

Одного из самых ярких персонажей той тусовки недавно вспомнил по грустному поводу… Привёл ссылку потому, что образ Перегудова прекрасно передаёт восприятие того времени.

А когда у меня начали появляться качественные записи и интересные связи — ко мне домой потянулись новые друзья.

Мама приносила с ночной смены в Доме Печати плотную чёрную бумагу, которая оставалась от упаковок химреактивов. Это единственное, что она могла прихватить с работы в ограничениях собственных принципов в «голодные» 90-е. Следуя внутреннему зову, этой бумагой я обклеил всю свою комнату. Смотрелось очень круто! А заодно исключил любую одежду из своего небольшого гардероба, которая не была чёрной. Очень удобно! Убирает муки выбора не особо важных вопросов, типа «Что надеть?» Ну и заодно формирует образ Джонни «Man in Black» Кэша, о котором я, впрочем, тогда не знал.

Музыка

Звучит At the Gates — «Blinded by Fear». Почему-то очень особняком для меня стоит группа с философским названием «У Врат». Есть какой-то нюанс в тембре вокала, создающий ощущение крайнего отчаяния, который пробирает «до мурашек».

Уже заболевший вирусом тяжелой музыки юноша

Уже заболевший вирусом тяжелой музыки юноша

До невообразимого предела!

После того как я оценил Manowar, Антон (так зовут этого парня) с улыбкой предложил мне кассету с надписями от руки Death и Obituary. Улыбку я прочитал как: «Тебе такое, скорее всего, не понравится». И я заранее приготовился… Но, признаться, не ожидал, что меня накроет настолько вязкой и тяжёлой пеленой звуков из гитар, бочек и совершенно нечеловеческого вокала. Как воскликнула мама моего другого друга, заглянув в комнату к сыну: «Господи Боже! Да он же срёт через рот!» Извините, но именно так она и сказала.

Невозможно было поверить, что такое вообще можно слушать. Это сейчас каждый видел или слышал что-то подобное в Интернете. А в 1991 ещё даже в проекте не было фильма «Ace Ventura», благодаря которому российская общественность, имеющая доступ к видеосалонам, могла узнать о существовании такого жанра музыки как extreme death metal, услышать и увидеть Это в одноминутном эпизоде комедии…

С широко раскрытыми глазами я слушал кассету снова и снова, пока в какой-то момент мощнейший «кач» не заполнил меня изнутри до кончиков пальцев и не совпал в такте и тембре с моим внутренним мотором, качающим бензин жизненных сил. Совершенно гармонично и в унисон, как хорошо слаженный механизм. И в этот момент я почувствовал себя в «полном порядке». Оказывается, я так скучал по этому состоянию, которого никогда до этого не ощущал. Этот момент ни с чем перепутать нельзя. Он сопровождается мурашками по коже и онемением в руках и ногах. Момент полнейшей гармонии, иррационального счастья и полёта.

Музыка

Siberian Meat Grinder — «Fukk your life». Наши соотечественники, между прочим. Думаю, что они переживали в своей Сибири что-то похожее, описанному мною в следующем абзаце о Самаре.

СССР и хождение строем — как все

Этим моментом жизнь была поделена на две части — До, когда Metallica считалась тяжелой группой, и После, когда они стали просто успешными шоуменами. Был запущен бесконечный процесс поиска новых форматов и звучания. Иррациональный процесс Любви к определенному виду творчества и искусства.

Объективно это увлечение было крайне редким и недостатка в своей индивидуальности я юношей не ощущал. В нашем закрытом промышленном городе для того, чтобы встретиться с другим таким же фанатом нужно было 30 минут идти пешком через многоэтажки. Причём осмелиться при этом носить длинные волосы на улице готовы были единицы — очень серьёзный запрос на Свободу нужен.

Однажды стайка представителей подрастающего поколения успели подхватить меня под руки рядом со 2-й школой. После чего мы вместе понюхали как горят мои волосы в огне их зажигалки. Неприятно. Довольно быстро они осознали, что с меня ничего кроме волос, потёртых джинс и куртки с нашивками взять не получится и им пришла в голову идея получить выкуп с моей мамы. Как партизана с выкрученными руками, привели домой, идти было недалеко. Вот мы перед дверью на лестничной площадке, звонок. Я в ступоре, мысли лихорадочно бьются в голове, что же сейчас произойдет и как же ужасно, что и мама в эту ситуацию попадает?! В общем, отсутствие мыслей и паника.

А мама ничуть не удивилась зондеркоманде перед дверью и начала спокойные переговоры. «Млеко, яйки» и другие ценности, конечно же, имеются, но чтобы выдать их вам — надо убедиться, что этот лохматый подпаленный чудик ­— её сын, и нужно рассмотреть всё поближе. Начинается какая-то возня. Раз, два, три, и дверь ловко закрывается. Мы с мамой дома, все остальные за дверью. Не из таких ситуаций она выходила в военном детстве и послевоенной молодости голодной Самары.

Другой раз убегал в ночи от «добрых людей» с ножами. Убежал. Другой раз не убежал, но они обошлись тем, что меня просто попинали. Упёртость — не самое лучшее качество с точки зрения выживания видов. Как правило, такие не выживают. Я так и не постригся и не научился держать язык за зубами. Если из стайки лузгающих семечки раздавалось: «Эй ты, пидорас патлатый!», я как заколдованный непременно входил в ступор, онемевшими губами рассказывал, что о них думаю, после чего начинался «занимательный» сюжет выхода из создавшейся неловкой ситуации. И драться не умел, хотя был в неплохой физической форме — подтягивался, так вообще, отлично. Мог душить и даже задушить, а драться — нет. Глупо это, в общем.

Возможно, где-то в глубине души моё увлечение воспринималось как протест свободы самовыражения и вызов закостеневшему образу уходящего времени СССР. Хотя вряд ли. Меня просто несло в потоке. Тут сопереживать надо было этим ребятам, которые гоняли меня по микрорайону. Им, вероятно, в глубине души уже было понятно, кто из нас уходящее прошлое. В страхе и непонимании идущих полным ходом перемен они пытались срезать первые ростки Свободы, такой непривычной для их уклада жизни. В Москве и свежепереименованном Санкт-Петербурге ситуация была на тот момент уже совсем другая. Там я спокойно выпускал свои лохмы наружу. А уж когда приезжал за партией новых альбомов и вливался в поток патлатых неформалов от метро «Багратионовская» до ДК Горбунова («Горбушки») — вот тогда было уже «чисто конкретно» концентрированное Счастье сопричастности! :-)

Музыка

In Flames, Pendulum — «Self vs Self». Аж закусываю губу от удовольствия когда плеер выбирает этот трек. Мурашки по коже обеспечены на переходах и пассажах между драм-энд-бейс Pendulum и metal «драйвовыми» гитарными рифами In Flames.

Образец кассеты выпуска «Lightning Strike» в 1993 году

Образец кассеты выпуска «Lightning Strike» в 1993 году

Студия «Lightning Strike»

Задолго до того, как начал оцифровывать Время, Здоровье и Деньги, начал оцифровывать Музыку :-) Вносил в базу Microsoft Access альбомы всех групп своей дискографии. Зачем? Чтобы сделать красивые, распечатанные вкладыши в кассеты. Где будет название группы, альбома, список композиций, состав музыкантов. В общем, всё свое время я направил не на игру на инструментах, а на смешение своих увлечений — программирование и изучение музыкального жанра. Такие кассеты быстро захотели себе в коллекцию металлисты Самары и я начал сначала распечатывать вкладыши, а потом записывать кассеты под заказ. На тот момент я уже профессионально зарабатывал программированием и на вырученные деньги с одного увлечения купил несколько двухкассетных магнитофонов «Санда 207» для другого увлечения. Название студии «Lightning Strike» было выбрано открытием большого англо-русского словаря и тычком пальца наугад.

Музыка

Arch Enemy — «The Eagle Flies Alone». Улётная совершенно деваха Alissa White-Gluz. Максимально эффектно выглядит на концертах и в клипах, добавляя дополнительное удовольствие. Забавно осознавать, что она веганка и активный защитник природы не на словах, а на деле с невероятно «мясным» женским вокалом.

Радиопередача «Lightning Strike»

Отбоя от желающих не было, но я мог сделать больше, и надо было обеспечить рекламу для студии. Тогда из доступных информационных каналов было только радио. Никакого Интернета ещё в помине не было. Была федеральная передача «Рок-наряд», начинавшаяся чрезмерно весёленьким, на мой вкус, призывом «Становись ребята в ряд, начинаем Рок Наряд!» Это был единственный источник, из которого можно было услышать что-то тяжёлое, если специально не ходить по студиям и друзьям. Формат у передачи не сказать, чтобы был достаточно тяжелым — треш уровня Metallica — верх мечтаний. Недолго думая пошёл в офис только-что появившегося местного радио «Самара-Максимум» на краткую встречу с директором Константином Лукиным:

— А можно я займу воскресный вечерний эфир экстремально тяжелой музыкой на 1 час и ничего не буду за это платить, ровно как и сам ничего не ожидаю в оплату?
— Можно!

Музыка

Napalm Death — «Unchallenged Hate». Экстремалов множество, но слушать их всерьез я долго не могу. А Napalm всегда оставался на грани, которую в состоянии воспринимать с удовольствием. Картинку дополняют оригинальные образы бесноватого Barney и потрясающего Shane Embury, написавшего книгу, которую было бы интересно прочитать.

Так появилась самарская версия «Рок-Наряда» — передача «Lightning Strike», и довольно быстро моя повседневная жизнь перестала напоминать жизнь обычного студента. Круглосуточно крутящиеся магнитофоны на запись новых кассет, транспортировка их в одноименный магазинчик в центре города, сбор новых заказов, еженедельные поездки в Москву за новинками и запись передач для радио в воскресенье. Зачёты и экзамены на тройки-четвёрки я как-то умудрялся сдавать, не посещая лекции. Программирование на практике знал лучше наших преподавателей, хотя доработки системы для учёта заказов и выручки становились всё реже. Из того времени больше запомнились попытки выработать свой уникальный диджейский growling голос с помощью ледяного пива и папирос :-) Зачастую раздолбайски записывал передачу в самый последний момент и залетал в студию за минуту до начала эфира. Денег уже тогда на втором курсе зарабатывал больше мамы, с которой мы жили вдвоём.

Музыка

Subtype Zero — «Ethereal Spirit». Практически идеальное сопровождение к рабочему потоку — очень совпадает с внутренним ритмом.

Сайт «Musica Mustdie»

На третьем курсе университета, после 3-х лет успешного развития студии, начало закрадываться впечатление, что эта деятельность всё дальше и дальше от моего Призвания, связанного с Программированием. Его становилось в моей жизни всё меньше, а образ жизни становился всё более богемным. Да и мозги как-то начали размягчаться, что могло сказаться на сдаче экзаменов. Жизненная ситуация в тот момент подтолкнула к тому, чтобы прийти на кафедру вычислительной техники и устроиться на работу оператором компьютерного класса. Всё-таки когда я садился за компьютер, включал зеленоватый экран и видел мигающий курсор консоли — я тоже испытывал иррациональное чувство Счастья. Покупать свой комп тогда было всё ещё неоправданно дорого. Да и хотелось общения, которого дома не было бы. При смене занятия круг общения опять сильно поменялся. А через год, когда я освоился среди компьютерщиков нашего университета, появился первый канал Интернет на всю Самару с пропускной способностью аж целых 19 килобит (тут всё верно с цифрами). И управлял этим каналом преподаватель с нашей кафедры. Мне удалось попасть в компанию из 5 студентов, которые были допущены до этой диковинки. И тогда для меня-программиста открылась целая бездна возможностей создания новых веб-систем. Но истории первых дней компании «Самара-Интернет», «Вебзавода», Mustdie.ru и SamaraPub связаны с Призванием в разработке информационных системах, а эта история про Музыку.

Музыка

Slayer — «Seasons in the Abyss». Любимая группа, один из самых любимых треков.

В конце 90-х база данных с дискографией была перенесена с Microsoft Access на MySQL, к которой мы с друзьями на Perl сделали «симпатишный», кроваво-красный сайт с «блекджеком» и форумом на нашем фирменном домене mustdie.ru. В одну из поездок в Москву на Горбушку познакомился с ребятами, которые продавали диски и выпускали дайджест по новинкам тяжелой музыки. Предоставил им площадку для торговли и публикации новостей, по сути, бесплатно. Зарабатывать на этом не получалось. Зато спустя год российские металлисты с доступом в Интернет тусили на нашем «Musica Mustdie» — договаривались о встречах, обсуждали любимые группы и альбомы, открывали для себя новую музыку и всячески чудили. Было приятно услышать в толпе на Горбушке или в потоке металлистов с метро «Багратионовская»: «А вот вчера на «Мастдае» прочитал про новый альбом…» В такие моменты плечи расправлялись, а нос подлетал вверх :-) Достаточно было представиться, и тут же оказывался в эпицентре разгульных тус завсегдатаев сайта.

Музыка

Хрен — «Русская водка». Вполне бы подошла как музыкальное сопровождение встречи металлистов в парке Фили после закупа новинками на Горбушке.

Люди, объединившие в себе разные полюсы

Всё-таки этот текст про ощущения Счастье в разных контекстах, а именно в контексте тяжёлой музыки. И приведён мой опыт исключительно для лучшего понимания цепочки рассуждений об основном предмете. Поэтому возвращаюсь к основной теме Счастья и образов с ним связанных.

Будучи 20 летним парнем не помню, чтобы я задумывался о каких-то этических дилеммах при прослушивании Slayer. Круто и круто! Но вся эта атрибутика с перевёрнутыми крестами с какого-то момента начала вызывать вопросы — никакого желания как-либо быть причастным к оккультному мракобесию отродясь не было. В конце концов, если себя спросить: «Я же хороший?» То ответ был уверенный: «Хороший» :-)

Есть во мне подростковый протест-нигилизм? Да, пожалуй, что нет. У самого дети уже взрослые. Но нужна мне эта агрессивная энергетика, чтобы себя же подзарядить и раскачать для решительных действий.

И вот начал я копаться-разбираться в бессознательном творчестве. А творчество не предназначено для анализа и разума, а скорее для обогащения палитры чувств. И у каждого будут свои образы.

На концертах Cradle of Filth или других похожих группах с акцентированной сатанинской тематикой, всё это воспринимается как страшилки из фильмов ужасов. Музыка нравится, визуальная картинка скорее нет, но всё это точно совершенно несерьёзно. Шоумены с целью эпатажа.

Музыка

Jane Air — «Моё сердце сейчас это открытая рана». Узнал о существовании этой крутейшей питерской команды только когда начал работать в Петербурге в 2020 году.

Некоторые американские группы типа Morbid Angel упоминались как последователи течения американских сатанистов, популярного ещё в 70-е годы. Только благодаря этой музыке я узнал о существовании секты, в которой, «всего лишь» исключили Веру и усилили эгоцентризм, релятивизм и культ интеллекта. Система взглядов вызывает скорее скуку, но для меня было любопытно узнать предпосылки, а упадничество и тотальное несчастье в этом направлении видно невооружённым взглядом.

Скандинавские радикалы, которые перешли к перестрелкам и сожжению церквей на примере Burzum/Mayhem, мне были любопытны скорее в контексте исторических перекосов, где сравнительно недавно население перестроилось под новую систему ценностей. Не без активного воздействия миссионеров. Ну и наложились отклонения в психике у отдельно взятых экстремистов на эту борьбу за корни. Есть на эту тему прекрасные документалки и художественный фильм. Хотя лучше не забивать голову историями про единичные исключения, а посмотреть абсурдную комедию «Тяжелая поездка», которая лучше всего передаёт отношение к этой музыке в Скандинавии.

Музыка

Blackmore's Night — «Greensleeves». Прекрасное исполнение песни, которой исполняется в этом году 444 года.

А вот узнать о судьбе отдельно взятых ярких личностей из мира музыки было всегда любопытно.

Биография Оззи Осборна великолепна и очень многое объясняет. Крайне непростое детство в бедном и унылом послевоенном окружении старой Англии. Дислексия, уникальная сопротивляемость организма разрушительному действию наркотиков, которая позволяла их употреблять вёдрами в стремлении усилить ощущение Счастья. Ранняя известность и сказочное богатство создали такие фантастические перекосы в темпераменте и образе мыслей, что остаётся только удивляться, как он оставался любящим мужем и отцом в глубине своей души. Ну, когда был в относительно трезвом состоянии, конечно же, что бывало нечасто. Жизнеописание забавное, очень искреннее и открытое. Оккультизм альбома Black Sabbath из 1970 года был из серии страшилок фильмов ужасов. Ребята весело проводили время, а когда душные «настоящие» true сатанисты пытались вовлечь Оззи в свои обряды — были неизменно посылаемы в известном направлении. В общем, трогательный он, юморной и искренний дядька, рассуждения которого в последних главах очень близки по духу.

Музыка

Fleshgod Apocalypse — «The Violation». Величественное, для меня практически классическое произведение с сумасшедшим ритмом. Долго такое я и сам слушать не смогу. Но очень нравится.

Другой, уже американский, «тёмный принц» с французскими корнями, Элис Купер. Его «Poison» неизменно исполнялся нестройным хором участников всех наших тусовок из 90-х. Хоть и понятно, что Купер прежде всего шоумен, но всё же до крайности вызывающий и мрачный — совсем не белый и пушистый. И я немало удивился, когда узнал, что он принципиально верующий человек. Было интересно послушать, как у него совмещается, казалось бы, несовместимое — демонический внешний образ и глубокий внутренний мир христианина. А его высказывание, что «нажраться пивом и разнести номер может каждый, а быть рокером и христианином — настоящее бунтарство» — вообще, звучит как серьёзный вызов :-) И если Johnny Cash в своих песнях и каверах типа «Personal Jesus» открыто и искренне нёс христианские ценности, то Alice «Prince of Darkness» Cooper спасал от зависимостей других музыкантов и не сильно распространялся о своём внутреннем мире и принципах.

Один из таких наркозависимых музыкантов, стоявший у истоков Metallica, создавший Megadeth и ставший крестным сыном Купера — легендарный Dave Mustaine. Очень нравится его едкое и жёсткое творчество образца 86-88 года. Заряжало энергетикой быстро и гарантированно. В 89-м году он становится принципиальным и последовательным христианином, уверенно развешивает ярлычки на творчество своих собратьев как «правильное» и «неправильное». Становится, в какой-то степени, музыковедом, а не музыкантом. Возможно, делает это в надежде как-то утихомирить собственных бесов. После 92-го года его творчество, почему-то, уже не перестало вызывать эмоций как раньше. Внутренний огонь погас? Или не стоит смешивать бессознательное творчество с системами ценностей и правилами? Всё это, конечно же, очень субъективно и поверхностно, но мне так откликается. Johnny Cash звучит в своей роли евангелиста убедительно, а вот Dave Mustaine не совсем. Очень надеюсь, что сам Дейв при этом в балансе и счастлив.

Музыка

Carcass — «Corporal Jigsore Quandary». Максимально отталкивающие и повсеместно зацензурированные тексты с прекрасной мелодикой. Не знаю, смог бы я их слушать с таким же удовольствием, если бы понимал смысл слов на слух :-)

Совсем другой загадочный христианин Том Арайя из Slayer. Прищур, лукавая улыбка, антиклерикальные тексты и сногсшибательная волна агрессии, которую Том неизменно выдавал на протяжении всей своей карьеры. Музыка с любого альбома, включая последние, выдёргивает меня из любой хандры и заставляет быстро переключиться на рабочий ритм. И отношение Тома к дилемме между его внутренней системой ценностей и исполняемыми им песням мне нравится: «То, что я пою, и то, что я думаю — не одно и то же! Если наши песни заставляют вас поколебаться в своей Вере и Любви к ближнему (т.е. и к ним в том числе) — то что-то не так с вашей Верой! ;-)» Провокация, один из наиболее действенных подходов задуматься о важном. Хитрый Арайя :-)

Каждый по разному компенсирует внутри себя противоречия и крайности.

Музыка

Pythius, Black Sun Empire — «Kepler». Когда немного устал от жужжания гитар, но хочется могучей энергетики.

Открытый протест против Баланса и Лицемерия

Есть одна черта в их образах, которая всех их объединяет — экспрессия и явное нежелание оставаться в творчестве сбалансированными, умеренными, соответствующими общественной системе ценностей и морали. Такими мы уже являемся большую часть времени в реальной жизни. Мы, как часть Природы, также подвержены Штормам и Землетрясениям. И надо уметь во время этих катаклизмов не разрушать ничего ценного — будь то здоровье или отношения. И эта энергетика дисбаланса необходима для созидания в том числе. Человек в балансе теряет мотив менять окружение к лучшему. Также как невозможно испытывать Счастье без тоски или даже депрессии.

Музыка

Пока подбирал слова для этого абзаца, друг, который заразил меня этой музыкой, неожиданно прислал ссылку на видео про иллюзорность нахождения в балансе. А Yandex-GPT собрал смыслы этого видео в краткие тезисы — очень удобно, когда не любишь видео и нравится читать.

А Яндекс Музыка включила Гробовую доску — «Дайте водки!».

Часто Вам в общении попадаются умершие при своей жизни люди? Любопытство и страсть уже давно не горят в их глазах. Апатия. Таких немало, просто мне не очень часто попадаются в окружении. Довольно часто встречаются те, которые точно знают как дОлжно поступать другим, что Правильно, а что Нет. Такие собеседники обычно не следуют формату диалога Вопрос-Ответ, но пользуются расхожими штампами и догмами, которые не факт, что приводят кого-либо к Счастью. Они могут оставаться спокойными и даже доброжелательными. Но чувствуется, что это маска, за которой скрывается совершенно другой человек. Несчастливый человек, у которого нет жизненных сил и веры ни во что. Который боится серьёзного разговора с собой и ищет опоры в ДОЛЖЕН формулировках применительно к окружению. И мне кажется, что Любовь, как и внутренний Огонь, уходят из жизни, когда слишком часто возникает слово «Должен» в отношении других. Вот мне кажется, что металлисты и другие экстремалы от музыки видят своё творчество как естественный протест против Апатии и Лицемерия. Они далеко не идеальны (как и все мы), но им не всё равно и они не будут молчать.

Музыка

Hypocrisy — «Eraser». Пётр Тагтгрен — музыкант, которого, скорее всего, назову одним из первых, если меня попросят назвать любимых.

Допустим, что мы созданы, чтобы двигаться к духовному идеалу, но нас постоянно разрывают на части и испытывают на прочность разные соблазны и слабости. Гордыня, Лицемерие, Пьянство, Жестокость, Жадность, Страх, Лень, Похоть, Грубость… Вокруг этих историй обычно и строится творчество металлистов. Раньше эти пороки назывались бесами и суть это слово довольно точно передаёт, т.к. они изначально являются внешними и чужеродными для нас объектами, но у каждого из нас найдётся свой «любимчик». И мы лучше максимально открыто признаемся себе и окружению нашим творчеством, что так оно и есть. Даже намеренно сгустим краски до абсурда, чтобы не сглаживать углы по важным вещам и не прятаться за маской, что ничего этого с нами не происходит. Это эмоциональный, иррациональный, несдержанный, но максимально честный и открытый подход, который лично мне откликается.

Музыка

Dark Lunacy — «Aurora». Эй, ухнем! Интересное смешение русской классики и death metal. Первый раз услышал во время написания этого текста.

Сравнительно недавно в разговоре со священником, которому довольно системно изложил свои размышления по этому поводу, прозвучало:

— Сама музыка, её ритм и звучание не может являться чем-либо плохим. Важно, какое влияние она на тебя оказывает и на какие поступки тебя толкает.

И тут я с облегчением выдохнул. Если мне не хватает энергии, тяжеляк меня неминуемо бодрит. Если я испытываю раздражение в связи с какой-то ситуацией — он позволяет выпустить пар и успокоиться. Объективно, только плюсы.

Музыка

Pain — «Coming home». «Боль» — второй известный проект Петра Тагтгрена после его брутального «Лицемерия». А композиция «Возвращение домой» практически всегда вызывает глубочайшую реакцию и мурашки — уж больно она резонирует, когда иду по Ваське в сторону метро, чтобы доехать до Пулково и улететь в Самару, домой. Если рядом не так много прохожих могу позволить себе раскинуть руки как самолёт и петь вместе. Не отказываю себе в таком Счастье :-)

Слова и смыслы

И для меня музыка — это, всё-таки, не про Смыслы, но про усиление ощущения момента Счастья. Ритм, риффы, тембр, мелодия, полифония, плотность, детализация, качество звука — всё, что имеет отношение к звучанию, входит в гармонию с моим внутренним миром в моменте и раскрашивает его дополнительными красками. Мыслительные процессы, запускаемые нетривиальными смыслами текстов, скорее отвлекут меня от переживания настоящего момента счастья. Возможно по этой причине 99% моего репертуара состоит из зарубежных исполнителей, у которых смыслы песен не воспринимаются мной на слух, но голос являются эмоционально окрашенным инструментом.

Весь русский рок прошёл мимо, и только в 2011 вдруг неожиданно и сильно зацепили несколько песен Юрия Шевчука. Прежде всего «Где мы летим?», которая погружала меня в спокойный лирический настрой. Кажется, прежде всего потому, что текст больше похож на поток сознания, чем на какую-то логическую конструкцию. «Песня о свободе» стала хорошим боевиком для рабочего потока, «Галя ходи» стоит особняком, «попадает в сердечко» и цепляет именно смыслом. «Стая» с мурашками по коже зашла под события, которые 2 года назад мы начали горячо обсуждать. Очень неожиданно всплыл и саданул по сердцу древний трек «Зло» от практически забытой мной, но горячо любимой на студенческих тусах «Дискотеки Авария».

Музыка

Mister X — Яндекс Волна предложила какую-то гремучую попурри. Но мне такое нравится, особенно Freestyler.

После отключения от банковской системы SWIFT в потоковом сервисе Яндекс Музыки под мои предпочтения всё чаще стала появляться ранее незнакомая тяжёлая музыка с русской речью. Был приятно удивлён — звук достойный, тексты не вызывают испанский стыд, который я испытываю, когда авторы компенсируют скудный словарный запас матом. И не слишком кринжово, чтобы из Потока выбивало, как «Коррозия Металла», например :-) Как и в отечественном кинематографе, в музыке для себя лично за последнее время увидел долгожданный прогресс и интересный для себя материал.

Цензура, которая, по моему глубокому убеждению необходима для несознательных граждан, например, детей, надеюсь, не перегнёт палку и уже не вернёт нас в крайне полярную ситуацию, когда в стране якобы не было секса :-) Если цензурой пытаться ограничивать сам факт существования пороков и зажимать жёстко, то меньше их от этого не станет. Забавный факт — люди смотрят порнографию больше там, где применяется цензура:

Вам может показаться, что жители либерального северо-востока и северо-запада США чаще и дольше смотрят порнографию в интернете. Но, как и предсказывал Фрейд, справедливо обратное. Люди, живущие в консервативных штатах с традиционными взглядами на сексуальность, гораздо чаще подписываются на порнографические сайты. Как установили два канадских психолога, они активнее ищут в сети то, что связано с порнографией. Когда Кара Макиннис и Гордон Ходсон, занявшись изучением поведения жителей разных штатов США, получили информацию от Google Trends, они выявили прочную связь между религиозными убеждениями и запросами на порнографию в интернете, между консерватизмом и порнографией. Они писали: «Хотя некоторые регионы громко заявляют о неприятии сексуальной свободы и своих правых политических убеждениях, именно здесь отмечается самый сильный интерес к сексуальному контенту».

Идеально, когда творчество помогает взрослому человеку принять себя, выпустить пар и при этом не создает перекосов в мировосприятии у детей. Всё это сложно. Нужно искать балансы. Для себя лично последнее время применяю следующий подход: как только у меня в речи проскальзывает слово ДОЛЖЕН в отношении кого-либо, значит мой подход, скорее всего, примитивный, и начинаю искать формулировку, в которой тот же посыл будет выражен через слово с корнем ЛЮБ. Полезный якорь и практика для увеличения Счастья в своей жизни. Обычно получается :-)

Музыка

Микаэл Таравердиев — «Снег над Ленинградом». Ничто человеческое мне не чуждо. И прекрасные мелодии Таравердиева зачастую перемежают пулеметные бласты бочек и сирены гитар.

Искусственный Интеллект в Музыке

Сайт Musica.Mustdie.Ru изначально не создавался для извлечения выгоды, но был иррациональным порывом. Ребята, которые занимались продажами, переехали в сообщества социальных сетей, следуя общей тенденции миграции информационных потоков.Сайт тихо умер своей смертью в 2019 году в отсутствии интереса его развития от создателей, просуществовав 20 лет на чистом энтузиазме пользователей. Неплохо. Чтобы Musica совсем не умирала выложил базу данных сайта в публичный доступ и ради практики натренировал простую языковую модель Искусственного Интеллекта на этой информации.

ИИ понимает, но общаться не хочется

ИИ понимает, но общаться не хочется

Всё получилось, но заниматься дальше этой историей не хочется — не сделает меня это богаче в эмоциях и отношениях.

Человеку нужен Человек! Pulsarum — «Solaris»

Записали на эту же тему диалог двух экспертов — Светлана Сурганова и Андрей Себрант. На мой взгляд, настоящее творчество, как способ общения людей друг с другом, защищено от стремительно растущего применения Искусственного Интеллекта. Во всяком случае, искусство, в котором есть Огонь настоящих чувств. А вот фонограмщину и халтуру эта технология убьёт обязательно. Но это как раз и не пугает.

Тяжёлая музыка и Счастье

Пора завершать этот поток рефлексии. Совершенно уверен, что без своего любимого тяжеляка я был бы куда менее счастливым человеком. Благодаря музыке появились знакомства переросшие в дружбу. Не произошло бы множество причудливых историй. Бесчисленное количество моментов счастья и мурашек по коже было испытано за всю жизнь, и я, конечно же, глубоко благодарен музыкантам, которые всё это придумали и выдали в мир.

По возможности хожу на концерты и даже если сам не лезу в мясорубку mosh pit (за фотоаппарат, как минимум, переживаю, хотя это отмазка), то очень хорошо понимаю, как от ребят в свалке отлетают «бесы», которых они нахватались в нашем «приличном» обществе. Выпускают пар по полной, без особых последствий для себя и окружения. Радуюсь и невольно улыбаюсь, когда на них смотрю.

Музыка

Infiltration — «Predator». Музыканты живут, как будто бы, в другой реальности. С ними пересекаюсь только через их творчество. Но иногда случаются исключения.

Узнал о Infiltration, когда сразу 2 сотрудника команды «Я Здесь Живу» пришли на работу в майках с этой неизвестной мне ранее надписью. Жёсткий, плотный, техничный звук. Стараюсь смешивать свои увлечения — и помимо оцифровки данных о музыке ещё фотографирую на концертах. Фотографии продлевают и расширяют спектр моментов Счастья ещё и хорошими воспоминаниями после выступлений.

Infiltration

Infiltration

Рекомендательный функционал Яндекс Музыки познакомил с творчеством Сергея Сорокина, лидера «Гробовой доски». Тексты песен наводят на хорошие размышления. Сценический образ Сергея тоже интересен. Ребята начали тур нового альбома с Питера, сходил на их концерт первый раз. Народ изначально был заточен на «рубилово» перед сценой, но какое-то оно получилось культурное и даже милое :-)

На концерте Гробовой доски

На концерте Гробовой доски

Остальные фотографии с этих концертов доступны по ссылке.

Слишком ванильный текст про экстремальный тяжеляк у меня получился. Для баланса в заключение приведу момент, который счастливым не назовёшь, но он был ярким.

Есть ещё одна важная для меня книга о Боге помимо «Мастер и Маргарита» — это «Лавр» Евгения Водолазкина. Есть там в начале книги описание одно. И вот когда я его читал перед сном, без музыкального сопровождения, вдруг осознал, что в ушах у меня играет какая-то смесь Deicide и Cannibal Corpse. Жуткая совершенно сцена. Текст сформировал не только визуальный образ в воображении, но и звуковой. Никогда такого не испытывал. И я подумал — если есть такие тексты, значит и музыка должна быть…